Парадокс воспитания.
Религиозное воспитание не всегда дает хорошие плоды. Ребенок может вырасти с неврозами долженствования, а может, оставив свою "благочестивую" семью, пуститься во все тяжкие, приобретя так называемый синдром ДВР (дети верующих родителей).
Но есть же и душеполезное воспитание, основой которого в христианской семье является любовь. Однако каким бы благотворным ни было влияние родителей, ребенок однажды делает свой выбор - служить Богу или нет, вести добропорядочную жизнь или предаться своим страстям.
"Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно".
1-я Царств 8:1-3.
Библия показывает нам примерного Самуила, и не оставляет нам повода к сомнению в его праведности. Но его дети по какой-то неизведанной причине "не ходили путями его". А была ли причина? Возможно да, но совершенно необязательно. Бог сотворил человека со свободной волей. И в итоге воспитание - это не программирование робота, а искренняя передача истины, любви и опыта своим детям с надеждой, что они все это воспримут. Но ведь могут и не принять, и не применять, и не последовать советам и примеру своих родителей. Ной был праведным человеком, но у него родился Хам.
В Библии описаны многочисленные цари. Но и здесь мы встречаем парадокс воспитания. Например, хороший царь Аса рождает хорошего царя Иосафата, но хороший Иосафат рождает плохого Иорама. Плохой Иорам рождает плохого Охозию. Однако, плохой Охозия рождает хорошего Иоаса.
Никакой закономерности нет. Все хорошие цари воспитывали своих детей, и иногда это получалось. Бывало также, что ребенок рождался в дурной семье, и наперекор родителям становился примером для подражания.
Что же получается? Не стоит воспитывать детей в учении Господнем? Не нужно за них молиться? Ни в коем случае так думать нельзя. И воспитание и молитва имеет огромное значение и влияние на ребенка. За Августина молилась мама, когда он прожигал свою жизнь в грехе, она же не переставала за него молиться, когда он находится в ереси. И однажды он обратился таки от тьмы к свету, и стал отцом Церкви.
У нас, родителей, есть ответственность перед Богом за наших детей - какое воспитание они от нас получат. Но их окончательный выбор будет за ними. Это стоит помнить, чтобы не корить себя напрасно, если ребенок вырос, но решил жить по своим собственным убеждениям и правилам. Вот такой парадокс воспитания.
Всё ко благу.
"но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни" Быт.45:5.
Иосиф осознал, что все, происходившее с ним в прошлом - и предательство братьев, и несправедливость начальника, и тюрьма, - было нужно для наступившего настоящего.
А все, что с нами происходит в настоящем, кому-то обязательно нужно в будущем.
Протоиерей Александр Мень однажды сказал: "Крест означает, что даже в величайшем страдании Бог присутствует, Бог живет, Бог с нами". А это значит, что все будет хорошо, все ко благу.
Оденьтесь в милосердие…
"Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение"
К Колоссянам 3:12.
Облекитесь - это значит оденьтесь. Апостол Павел показывает нам нашу истинную природу во Христе. Он называет нас избранными, святыми и возлюбленными. Именно к этому виду человечества мы теперь принадлежим.
Порой мы считаем себя недостойными звания христианина, и впадаем в чувство вины и самоугрызения. Как я могу проявлять лучшие качества, если грешен? Но Писание призывает нас одеться. Вы знаете, мне это напоминает доктора, который поругался с женой, но пришел утром на работу, надел белый халат, и сидит в депрессии в своем кабинете. Но сидит недолго, так как надо идти на операцию. Это его призвание. Он должен переключиться с себя на других людей. Так и мы. Как бы ты себя не чувствовал, у тебя есть призвание творить волю Божью. Просто оденься в готовность её исполнять.
Однажды я ощущал депрессию. Размышлял прав был я в ситуации или виноват. И ко мне пришла мысль: хватит думать о себе, оденься в милосердие и помогай другим. Я вдруг переключился, и это помогло мне справиться с эмоциональной ямой.
Не застревайте в своих сомнениях, исполняйте волю Божью, потому что вы избранные, святые и возлюбленные.
О каком исцелении пророчествовал Исайя?
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.» Исаия 53:4-5.
О каком исцелении здесь идет речь? О физическом или о духовном?
Чтобы ответить на этот вопрос на нужно обратить внимание на цитирование этого текста в Новом Завете. Отсылку к этому месту Писания мы находим у апостолов Петра и Матфея.
Петр пишет в своем пером послании о страданиях христиан от преследований и приводит в пример Христа, говоря, что мы призваны к тому же. При этом апостол смешивает цитату со своей трактовкой. Перед тем как написать «ранами Его мы исцелились» он вставляет свое рассуждение, которого нет у Исайи: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.» 1 Петра 2:24.
Итак, Петр говорит об избавлении грехов.
Интересно, что мы не привыкли смотреть на грех, как на болезнь. Для многих из нас грех - это ошибка, или точнее, промах (буквальный перевод с греческого), просчёт или беззаконие. Мы воспринимаем больше юридическое понятие греха, чем онтологическое (бытийное).
Но Иисус на кресте исцелил не только наши физические болезни. Он исцелил нас от первородного греха. Что это такое? Это, прежде всего, исцеление отношений с Богом.
Христос сказал, что пришёл не к здоровым, а к больным. И мы все понимаем, что речь не о нашей физике.
Христос - Целитель моей внутренней природы. Господь исцеляет не только тело и душу, но и меня как личность. Я больше не болен первородным грехом.
Осознание того, что грех - это болезнь, приводит нас к сочувствию к грешным людям, а не к превозношению. Им нужна такая же милость, какую обрел я. Они больны, поэтому нам нужно выбросить свои камни осуждения.
Но в то же время есть еще апостол Матфей, который цитирует пророка Исайю в случае физического исцеления.
«Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, Да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».» От Матфея 8:16-17.
Иисус освободил людей от бесов и исцелил от болезней, и Матфей приводит слова Исайи о том, что сбывается его пророчество из той же 53-й главы.
Итак, ранами Иисуса Христа я исцеляюсь и от греховной природы, и от физических и душевных болезней.
❓ Как достигать сердца детей и подростков?
В Евроазиатской богословской семинарии продолжается набор на курс "Служение детям и подросткам" ☄️
Если вы хотите вывести свое служение на новый уровень - вам стоит пройти это обучение 📚
Вопросы, которые разбираются на курсе:
🔵 От чего зависит, будет ли подросток вам доверять и открываться
🔵 Как завоевать авторитет у детей и подростков
🔵 Как правильно говорить с подростком на жесткие табуированные темы
🔵 Как говорить с подростком на одном языке, понимать его мир, популярные сериалы, песни, мемы
🔵 Какими компетенциями должен обладать детский и подростковый служитель
🔵 Что важно знать, чтобы выстроить детское и подростковое служение на высоком уровне
На курсе закладывается прочный фундамент для детского и подросткового служения 🙏 Вы получите духовное практическое снаряжение, которое укрепит вас и даст ресурсы для вашей работы с молодым поколением!
Старт курса - 13 мая.
Длительность - 5 недель
Формат - онлайн
Стоимость - 5000 р.
☄️ По промокоду "Экзистенция" скидка 10%!
Посмотреть ролик о курсе
Авторы курса - кандидаты психологических наук и служители с большим опытом.
🖥 Если вы хотите выйти на новый уровень служения - переходите по ссылке и регистрируйтесь на курс!
О чем думает пастор?
Есть 5 причин почему вам стоит заглянуть и подписаться на канал думающего пастора из Петербурга.
Здесь вы найдёте для себя:
1. Нетревиальную духовную пищу на каждый день.
2. Содержательный и полезный контент о лидерстве и команде
3. Очерки и заметки из пасторской жизни.
4. Ответы на острые вопросы
5. Прямые эфиры с лидерами мнений в сфере бизнеса и церкви
Вы заинтересовались?
Тогда, проходите по ссылочке https://t.me/gornovskiy и подписывайтесь на канал.
Воздержание.
"в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие" 2 Пет.1:6.
Слово «воздержание» буквально переводится, как самообладание, дословно с греческого «власть над собой».
Но интересен факт, что Платон (427-347 до н.э.) использовал это слово, чтобы показать на самообладание перед лицом страшных опасностей.
Другими словами, власть над собой должна проявляться в нашей жизни не только в вопросах страстей и искушения, когда плотская натура тянет меня ко греху, а я сдерживаю ее, но и в вопросах испытания, когда мне страшно, но я беру власть над своими животными инстинктами, и подавляю их.
Как же это сделать на практике?
Апостол Пётр говорит: «в рассудительности воздержание».
Когда я включаю рассудок, и понимаю суть проблемы Божьими глазами, то это даёт мне силы взять власть над собой.
Рассудительность - это противоположный берег от эмоциональности. Важно оказаться там, чтобы освободиться от проблемы. А для этого в первую очередь нужно успокоиться объяснением самому себе, почему не стоит бояться. Рассудительность должна подсказать, что запугивающее тебя обстоятельство не фатально.
Иисус Христос - это мастер жизни. Мастер – это тот кто разбирается, тот кому можно доверять. Иисус – это путь, Он уже все прошел. Побывал в самой глубокой тьме. "Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив". Именно такими словами Он представляется Смирнской церкви в письме Иоанна, и пишет далее:
«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Откр.2:10.
Даже если перед тобой смертельная опасность, Иисус знает, что это такое на Своем опыте. Он проведет тебя через это горнило испытания. Рассуди, что тебе бояться нечего.
Рассудительность, трезвение, воздержание, целомудрие - все эти качества говорят о целостности христианина, о его способности обуздать свои животные инстинкты, не впасть в состояние опьянения и дурмана от искушения, не предаться чувственности и наваждению, не метаться от страха. И нам нужно стремиться быть такими людьми.
Свидетельство Флавия.
Иисус Христос - историческая личность. Об этом говорят не только евангелисты и христиане, но и светские историки. Так Иосиф Флавий, писатель I-го века н.э., в книге «Иудейские древности» пишет:
«В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса».
Перевод арабского текста сочинения христианского епископа и историка X века Агапия Манбиджского «Книга титулов», который считается точным цитированием без интерполяций.
Исцеление неадекватности.
У меня есть идея написать книгу: «Психологические проблемы в современной церкви». Почему-то мне думается, что это актуальная тема сегодня. Как правило, человек, приходя в общину, ожидает увидеть счастливых и любящих христиан, однако порой встречает психически неуравновешенных людей. Да и сам в себе может обнаружить триггеры, которые не дают ему спокойно жить. Почему это происходит? Во-первых, из-за неоправданных ожиданий, что в церкви все люди душевно здоровые и достаточно духовные. А, во-вторых, из-за своего собственного неисцеленного сердца.
Когда Христос пришел в синагогу, то прочитал мессианский текст из пророка Исайи, который применил к Себе:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, Проповедывать лето Господне благоприятное». От Луки 4:18-19.
Итак, в первых строках программы Иисуса Христа было исцеление сокрушенных сердцем. Получается, что это выздоровление должно произойти во время встречи с Мессией. А что, если этой встречи не было? Исцеления не произошло. А у человека, пришедшего в церковь, осталось неадекватное восприятие реальности.
Например, девушка, которая переживала сексуальное насилие со стороны своего отца, слышит проповедь о любви Отца Небесного. Или, когда женщина с ребенком, которой оставивший ее муж не выплачивает алименты, читает текст Евангелия, где Христос отвечает сирофиникиянке с больной дочерью: «… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». От Матфея 15:26. Или, когда проповедник зачитывает слова Спасителя о том, что, «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», а для тебя это как приговор, так как силы простить за зло, причиненное тебе или твоей семье нет.
Поэтому очень важно обратиться ко Христу, чтобы произошло исцеление сердца. И порой это процесс восстановления, и встречи с Ним должны быть неоднократными. Я исцеляюсь от неадекватности, от заниженной самооценки, от отверженности, от причиненной мне боли, когда больше и больше утверждаюсь в любви Христа ко мне, в безусловной Его любви.
Но все-таки нужно отдавать себе отчет, что в церкви мы можем встретиться с неисцеленными людьми, порой даже занимающими определенную позицию, которые по какой-то причине имеют неадекватное самовосприятие и восприятие других людей.