Top posts

ЧИТАЕМ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Geo and language: Russia, Russian
Category: Религия
Отрывки из творений отцов Церкви. Для связи: @maksimym_happy Протоиерей Максим Горожанкин Подкаст на Яндекс Музыке: https://music.yandex.ru/album/29525931
Geo and language
Russia, Russian
Category
Религия
Statistics
Святитель Макарий (Невский) и картина, которую стоит написать Завтра память свт. Макария (Невского), апостола Алтая. Интереснейшее житие! Увлеченный идеями миссии и образом свт.Макария (Глухарева), будущий просветитель едет по окончании семинарии на Алтай. Служит чтецом, преподает в Катехизаторской школе, сопровождает миссионеров в отдалённые труднодоступные места, изучает алтайский язык. Через время - уже иеромонах, маститый миссионер. Еще через время - епископ, начальник Алтайской миссии. Переводит богослужебные книги на алтайский язык, проповедует, крестит (согласно отчетам, только за 8 лет служения святителя крестилось более 18000 алтайцев!). Затем служение в Томске. В 1912 году святитель назначается митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода - по сути, административным главой Русской Церкви. Неожиданное повышение! Вряд ли радостное для пожилого уже миссионера (77 лет), сердце которого было скорее с дорогими для него алтайцами, чем с московской церковной суетой. Действительно, назначение оказалось неудачным. Свщмч.Арсений (Жадановский) писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки». После Февральского переворота Владыка остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов. «Как несоответствующего духу времени» святителя вынудили подать прошение об отставке. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был – сослав в Николо-Угрешский монастырь. Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук. В 1926 г. святитель почил. Еще до революции свт.Макарий предчувствовал грядущие события в России. «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его... В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков... Их желание – всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...» Какая судьба! Мне иногда мысль приходит: вот написал бы какой-нибудь талантливый художник картину "Святитель Макарий вспоминает свою жизнь". Изобразить ветхого старца, погруженного в свои думы... В которых наверняка не было ни обид, ни уныния - но благодарность Богу, хоть и через боль. И, конечно же - милые его сердцу алтайцы и прекрасные алтайские пейзажи. https://www.youtube.com/watch?v=PvRqawlPVFw&list=PLJPUCHr1I8XIVCYksq_AzE7nY2k95FQr6&index=46&pp=iAQB
Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите худо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не уничижайте никого ни словом, ни в сердце, отнюдь не ропщите ни на кого, не подозревайте никого в каком-либо зле. Авва Исаия. Отечник.
https://consensuspatrum.mave.digital/ep-10
Сегодня прочитал знаменательные слова святого Иоанна Златоуста. Сей угодник Божий в беседе 15-й толкования на Евангелие от Матфея в 8-м стихе пишет: «Если мы будем жить добродетельно, то хотя бы вся вселенная говорила о нас худо, и тогда будем счастливее всех и привлечем к себе всех, желающих спастися. Подлинно, глас добродетели громче всякой трубы и жизнь чистая светлее самого солнца, хотя бы число злословящих было значительно. Ибо если мы будем иметь добродетели, если будем кроткими, смиренными, милостивыми, чистыми, миротворцами, то мы взирающих на нас привлечем этим не менее, как и чудесами, и добровольно все устремятся к нам». Жизненный опыт постоянно подтверждает эти слова святителя Иоанна Златоуста. Смотрите, как, например, злословили в последние годы отца Иоанна Кронштадтского. Но рядом с этим несметные толпы народа при жизни шли за ним, да и теперь идут к дорогой могиле его. Епископ Арсений (Жадановский). Духовный дневник.
Как смотреть на смену духовников? Общее правило должно быть такое: без уважительной причины не следует менять духовника. А что можно назвать уважительной причиной? Перемена жительства пастыря и через это затруднительное с ним общение, неизлечимая болезнь пастыря. Все эти причины понятны. Но насколько допустимо по нравственным побуждениям переменять духовника? Говорят, например, что этот духовник не располагает к искренней исповеди, стыдишься ему все высказать, а тот пастырь не назидает и т.п., между тем как к такому-то пастырю влечется сердце, так как он духовно-опытный, благостный? Прежде всего нужно знать, что никто не приходит к духовнику, если Отец Небесный не привлечет его. Высоконравственные побуждения всегда одобрительны, искания нравственной пользы кто не похвалит, если действительно это так? Нужно остерегаться только человеческих пристрастий, низких побуждений, каковые, к сожалению, часто имеют место и при переменах духовника. Епископ Арсений (Жадановский). Духовный дневник.
#от_автора 27 февраля Церковь вспоминает равноапостольного Кирилла, младшего брата и сподвижника равноапостольного Мефодия. Вместе они вошли в историю как просветители славян. В наследие они оставили нечто гораздо более ценное, чем сборники собственных духовных наставлений – они подарили нашим предкам возможность внимать святоотеческой мудрости на родном языке и полноценно участвовать в богослужении. Сегодня, признавая неоспоримую важность трудов святых подвижников, в обществе не утихают споры о церковно-славянском языке. Проблема заключается в том, насколько понятен современному прихожанину язык богослужения. По сути это тот же вопрос, который стоял перед равноапостольными братьями в IX веке, и решили они его известным способом. Однако сегодня ракурс проблемы изменился. Если у святых, по сути, не было иных вариантов (потому что все богослужебные тексты требовали полного перевода), то сегодня значительной части верующих церковно-славянский язык знаком хотя бы отчасти. Вообще, вопрос понятности богослужебных текстов - это, прежде всего вопрос понятности нашей проповеди в современном мире. Богослужение и есть то центральное место, где звучит эта проповедь. И этим вопросом на протяжении XIX-XX веков задавались не только обновленцы: есть масса цитат святых отцов, в которых выражается озабоченность тем, что богослужение мало или вообще непонятно для современников. Так святитель Феофан Затворник настаивал на пересмотре и даже переработке богослужебных книг. О непонятности и ошибках принятого перевода он не раз говорит очень резко: «…иные службы у нас такие, что ничего не разберешь»; «наши иерархи не скучают от нелепости потому, что не слышат, сидя в алтаре,... потому не знают, какой мрак в книгах, и это не по чему другому, как по причине отжившего век перевода». И еще: «Новый перевод книг богослужебных неотложно необходим. Между тем, именно от неисправности богослужения растет сектантство». Единомышленниками святителя Феофана были и святитель Николай Японский и архиепископ Сергий (Страгородский), которые на собственном опыте видели добрые плоды понятного богослужения на родном для паствы языке, как в Японии, так и в Финляндии. Вопрос о месте ЦСЯ в жизни Церкви, это не просто вопрос реформы, а вопрос осмысленного отношения к тому сокровищу, которое мы имеем, но которое часто остается под спудом. Есть масса слов и выражений, которые непонятны даже духовенству, не говоря уже о мирянах. Однажды я спросил у прихожан, все ли они понимают, когда читают Псалтирь дома или слушают эти тексты за богослужением? Ответы били разными: кто-то сказал, что понимает лишь некоторые слова; кто-то честно признался, что не понимает ничего, и в момент чтения кафизм молится своими словами, не прислушиваясь к чтению вообще; а некоторые утешили себя известным выражением - «не страшно, что мы не понимаем, главное, что бесы понимают...» А ведь Псалтирь составляет около 90 % нашего богослужения. Тема языка молитвы вообще часто носит чрезмерно мистический характер. Многие женщины, к примеру, совершенно спокойно на протяжении десятилетий совершают утренние и вечерние молитвы в мужском роде, то есть, так как они написаны в молитвослове, хотя очевидно, что нет препятствий изменять эти окончания. Порой человек боится, что согрешит, если желает молиться своими словами и на русском языке. Это тоже еще один большой вопрос в нашей дискуссии о месте языка вообще, как русского, так и славянского в нашей духовной жизни. Человеку порой необходимо просто показать, что те буквы, которые он считает непонятными на самом деле достаточно просто прочесть. Важно чтобы человек не просто слышал церковно-славянские слова с клироса, но и сам после богослужения мог взять в руки Минею и просмотреть, например, канон, читаемый на утрене, или разобрать вместе со священником смысл того или иного тропаря. Ведь именно ради этого диалога о сути нашей веры, а не о ее форме, трудились равноапостольные Кирилл и Мефодий.
​27 (14) февраля Священномученик Онисим Пылаев (1872 - 1938), епископ Тульский Священномученик Онисим родился 5 сентября 1872 года в деревне Марково Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 году Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и стал служить псаломщиком в крепостной церкви в городе Карсе. В 1904 году он был рукоположен во священника и назначен священником стрелкового полка. Когда началась война 1914 года, он вместе с полком отправился на фронт и прошел со своей паствой – солдатами – всю войну. Был возведен в сан протоиерея. В январе 1918 года отец Михаил приехал в Нижний Новгород; начиналась гражданская война, и его мобилизовали в Красную армию, где он был сначала письмоводителем 1-й бригады, а затем казначеем Нижегородской дивизии, которая сначала была отправлена на Южный фронт, а затем на Северный; здесь он пробыл до августа 1919 года. В 1920 году протоиерей Михаил был назначен священником в Свято-Троицкую церковь, и после возникновения в 1922 году обновленческого раскола, стал энергичным его противником, чем вызвал немалую ненависть у обновленцев. 28 марта 1925 года протоиерей Михаил после пострижения в монашество с именем Онисим был хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Нижегородский Сергий. 26 марта 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по обвинению в создании церковного кружка в 1925 году приговорило владыку к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года». Епископ Онисим избрал местом жительства Воткинск, расположенный относительно недалеко от Нижнего Новгорода, и 26 апреля 1926 года был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) епископом Воткинским. 4 февраля власти арестовали епископа Онисима и он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле и обвинен в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера». 22 июня 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Владыка прибыл туда в то время, когда там находилось более полутора десятка православных архиереев, множество священников и мирян. На епископа лагерным начальством была возложена обязанность зажигать маяк, что было непросто: надо было в утлой лодчонке в любую погоду плыть к маяку, часто по непогоде ложась на дно лодки, и, приплывая туда продрогшим и замерзшим и не имея, где отогреться, зажигать огонь на маяке и возвращаться. Перед окончанием срока заключения в лагере – 3 января 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к трем годам ссылки в Северный край, и из Соловков он сразу же был направлен в Архангельск, где и поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии. В 1933 году епископ Онисим освободился из ссылки и был назначен на Тульскую кафедру. 18 декабря 1935 года епископ Онисим был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 16 апреля 1936 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило епископа Онисима к пяти годам ссылки в Северный край. Он был сослан в город Каргополь Архангельской области. В Рождественский сочельник, 6 января 1938 года, он был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе. Допрос состоялся на следующий день после ареста в самый день празднования Рождества Христова. – Расскажите подробно следствию о вашей практической контрреволюционной деятельности. Контрреволюционной деятельностью я не занимался и не намерен заниматься. Я был судим за рассказ о своей жизни в Соловецком лагере. В этом никакого преступления я не усматриваю, тем более что плохого я об этой жизни не говорил. 11 января 1938 года следствие было закончено, и епископ был переведен в тюрьму в город Архангельск. 13 января тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Епископ Онисим (Пылаев) был расстрелян 27 февраля 1938 года в Архангельске и погребен в безвестной общей могиле.
Некогда Церкви Божией докучали басни еретические, а теперь досаждают ей россказни богоотступнические. Стойкостью в вере, прилежной молитвой, исповедничеством и даже мученичеством побеждена та первая напасть. Только этими средствами будет ниспровержена и сия новая напасть. А Церковь Божия, сосуд Божественной Истины, в конечном итоге восторжествует, ибо сбудется реченное: врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9:7). Блаженный Климент Александрийский сказал о еретиках, покинувших Церковь: «Впавший в ересь шествует по сухой пустыне, оставляя единого истинного Бога; будучи отчужден от Бога, он ищет безводную воду, собирает руками бесплодие, входит в ненаселенную и иссушенную землю». То же самое можно сегодня сказать о многих ученых-теоретиках, которые, строя гипотезы, руководствуются собственными мечтаниями, а не истиной Божией. Свт. Николай Сербский. Охридский пролог.
Подлинная молитва нелегко дается. Не просто удержать в душе пламя вдохновения, когда мы окружены холодным океаном не-молящегося мира. Истинно, Христос бросил на Землю Божественный Огонь, и мы молимся Ему, чтобы Он возжигал в сердцах наших сей святой огнь так, чтобы не победил его ни даже убийственный холод, чтобы никакая тьма не поглотила сего светлого пламени. В акте молитвы – ум человека находит свое высшее выражение. Состояние ума при научной работе (в какой бы то ни было области знания), или при артистическом творчестве (даже в моменты предельного вдохновения), или при философском мышлении (даже когда оно исходит из временных и пространственных измерений и становится уже мистическим созерцанием) не может сравниться с состоянием ума-духа, пребывающего в чистой молитве – лицом к Лицу Живого Бога, именующего Себя: «АЗ ЕСМЬ». Преп. Софроний (Сахаров). Аз Есмь.
🗓 26 февраля Православная Церковь чтит память святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского. Владыка известен не только как мудрый архипастырь, который бережно заботился о русских приходах в Болгарии. Еще в начале своего священнического пути он проявил себя как талантливый преподаватель: благодаря его стараниям в свое время Воронежская духовная семинария стала одной из лучших духовных школ Российской империи. Святитель прославился строгим соблюдением монашеских обетов и ревностной защитой христианского вероучения. Его перу принадлежит множество богословских трактатов и статей по широкому кругу вопросов. Вот лишь крупицы его духовной мудрости: ✒️ В брате своем нужно видеть Ангела, а на грех его смотреть как на болезнь. Нужно отделять человека от его грехов. Грех должно нам ненавидеть, а человека – любить и жалеть. ✒️ Да смиримся под крепкой Божией десницей, и Господь не замедлит порадовать нас. Самое главное для спасения – кротость и смирение. ✒️ Тебе тяжело, но подумай, каково было Спасителю на кресте. Конец близок, жизнь проходит быстро. На земле мы гости, перелетные птицы. ✒️ Господь особенно ценит девство и любит монахов. Сначала очень трудно, нужно постоянно понуждать себя, но в конце исполняются слова Спасителя: Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11, 30). ✒️ Если тебе трудно молиться и твое сердце окаменело, нужно прежде всего произнести молитву «Богородице Дево», и тогда тебе станет легче. ✒️ Будь простой как ребенок, доверчивой как голубь и мудрой как змея. ✒️ Давайте будем помнить, возлюбленные во Христе чада мои, что без веры угодить Богу невозможно (Евр 11, 6), что без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Showed 10 last posts
7 846
SUBSCRIBERS
Popular in the channel
No posts in channel