Озера, значит, у них розовые. Может, еще и птицы розовые найдутся? А что – и такие в Калмыкии есть 😀 Розовые пеликаны обрели пристанище на островах озера Маныч-Гудило. Как и еще много других пернатых, в том числе довольно экзотических.
Эх, жаль, что у меня не было телевика во время экскурсии "Птицы озера Маныч-Гудило" в заповеднике "Черные земли". Сейчас бы показал поближе этих симпатичных "краснокнижников" с большими клювами. Когда огромная стая пеликанов внезапно откуда ни возьмись взмывает в небо, отправляясь на обед, кажется, что природа степи встрепенулась. Ожила! И ты с биноклем шаришь по небу. Туда-сюда...
У озера Маныч-Гудило вообще было бы неплохо иметь вместо глаз бинокль. Часа так на три. Понимаю этих фотографов, которые в камуфляже, все в траве-мураве, сидят как влитые в кустах без движения. Ожидая ТОГО САМОГО момента. Главное на них случайно не наступить, подходя к берегу. Они такие, фотоохотники. Скрытные!
А в заповеднике все четкие. С гостями работа налажена. Пропуск и всю информацию присылают в Whatsapp, все подробно объясняют: где, что, как. И самое важное, здесь подходят к экскурсии с душой. Как Юрий Викторович рассказывал о птицах, это надо слышать. Как будто он сам только что высиживал птенцов с пеликанами, право слово! Никаких заученных текстов из вики-и-прочих-педий, только многолетний опыт работы с природой. Которая тут заботливо охраняется. А потому те же пеликаны чувствуют себя как дома. Гнездятся в сверхсоленой части, а на обед летают в пресную мелководную. Удобненько! Прям как мы ходим в кафе и рестораны.
Забавно, конечно, послушать, как себя ведет птица. Подчас ну очень похоже на людей, особенно в брачных играх, когда самцы тиркушек поджидают своих избранниц с подарками-вкусняшками. Знают толк в ухаживаниях!
Ух, орнитологический кладезь теперь. Всех основных обитателей озера Маныч-Гудило разглядел в бинокль. А в кадр более-менее четко попался удод. Как я его назвал – зебра из мира птиц 😀
Воду поджег, теперь можно и озеро в розовый цвет покрасить. Ну, ладно, оно уже "крашеное". Система Меклетинских розовых озер в Калмыкии – фотогеничное место для ваших отпускных карточек, чтобы получить комментарии от друзей в духе "фотошоп" или "фильтры выкрутил". #геопозиция – 45.675356, 45.656290.
Да какие уж тут фильтры. Озеро и в глазах с каждым шагом, в том числе каждым "шагом" солнца, меняет оттенок. С этой стороны будто оранжеватое, как мой боевой друг. Там вот краснеет – возможно, от смущения среди туристов. Под ногами вообще бело-розовые кристальные рисунки. Смешение оттенков абсолютно натурального происхождения. В озере обитают несколько разных видов микроорганизмов, которым не страшен сверхсоленый состав: рачки, водоросль Дуналиелла солоноводная, археи рода Галобактерий. Каждый окрашивает воду в свой пигмент. Запомнили? Продолжаем кружок натуралистов 😁
Время года, конечно, тоже влияет. В апреле воды было еще много (да, это "много"). С приходом засушливого сезона озеро скорее превращается в розовую соленую корку с грязью. Полезной, кстати.
Дано: степь голая – одна штука, источник воды подземный – одна штука. Вопрос: как приготовить яичницу? 😀
Есть химики в зале? Необязательно быть подкованным теоретиком, можно быть путешественником-практиком, чтобы ответить на этот вопрос. В Калмыкии из-под земли бьет подходящий для фокусов источник. Да с непростой водой, а смешанной с метаном. Ядрёно так смешанной! Поэтому и на картах его обозначают как "горящий": #геопозиция – 45.69622, 45.73505.
Достаточно поднести спичку или зажигалку, как вы увидите языки пламени прямо в воде. Готовый костер, на котором можно кипятить, варить, жарить. Кто-то вот, смотрю, даже ветрозащитный экранчик поставил. Видимо, как раз ленивые любители пикника.
Я все-тки лучше выберу для трапезы на природе более подходящее место, а здесь просто ненадолго побыл Махмудом, который зажег. А потом еще. И еще разок. Уж очень диво дивное.
Как вам такие необычные поэтические сравнения:
"Серьги из чистого серебра.
Кто видел шариковый помет
Верблюжонка двухлетнего, тот
Величину серег поймет!"
Или вот более патетически-героический пример:
"Так могучий вскричал богатырь,
Что земли задрожало лицо,
Лопнул старый желчный пузырь
У лисицы, лежавшей в норе".
Это отрывки из калмыцкого народного эпоса "Джангар" 📚. Пусть и довольно условно, но в 1940 году праздновали его 500-летие. По случаю издали, наконец, структурированный перевод на русском языке. Воскресная #туркультура в эфире.
Правильнее с точки зрения калмыцкого языка было бы написать Джангр. Фонологически там гласный звук есть, но растягивать его не надо. Он резкий, решительный, твердый, как сам главный герой эпоса. Властитель и хан страны Бумба, где всегда весна, все вечно молоды и живут в достатке.
Для калмыков это фольклорная база. Народный фундамент идеалов. Своя национальная "Одиссея". В которой есть даже аналоги сирен, только не морские, а степные. И не поют красиво, а предлагают богатырям выпить 😀 Интересно наблюдать за сюжетными и смысловыми сходствами эпосов совершенно разных народов и времен.
Еще увлекательнее, конечно, замечать специфические, оригинальные черты. Как, например, красота коня, которая зачастую описывается гораздо лиричнее, чем образ девушки. А самый часто встречающийся цвет – жёлтый. У ламаистов он имеет священное значение. Некоторые детали несут в себе много смыслов и значений. Те же альчики (овечьи лодыжки): для детей – игра, для взрослых может быть орудием пыток.
"Джангар" сложен образцово для эпоса. Так, что ты живо рисуешь в голове картинку на поле боя, в ханском дворце или просто в безграничной степи. Скачешь в ней "семью семь – сорок девять дней", а башня страны Бумба все равно тебя охраняет.
Следы Великой Отечественной войны есть повсюду. Даже там, где мы их не замечаем в обычный будний день 2024 года. И в самом что ни на есть сердце Москвы – тоже. Сегодня пару таких примеров покажу. Для кого-то, может, хорошо известных, а для кого-то – повод прогуляться по центру столицы с новым взглядом. Памятным.
Улица Моховая. Напротив дома 10 многие делают кадры с видом на Кремль, дворцы которого с колокольней Ивана Великого выглядывают между двух строений. Одинаковых по стилю, по высоте, но почему-то одно – короткое, другое – длинное: #геопозиция – 55.751087, 37.610485. Это бывший доходный дом Братолюбивого общества, построенный в конце XIX века для обеспечения жильем неимущих. Оставался он жилым и во время войны, один из немногих на Моховой. Вот только тогда дом был единым целым, пока его часть не разрушила немецкая авиабомба в августе 41-го. Дошла, зараза, почти до подвала. Вонзилась так, что восстановить – никак. Так и осталось "окно" с видом на Кремль, дополненное после войны общественным туалетом.
И вот Волхонка, совсем рядом. Здание ГМИИ имени Пушкина, где бывал наверняка почти каждый москвич, до сих пор хранит память в своем облицовочном камне. С парадного входа не разглядеть, когда предвкушаешь очередную прекрасную выставку. А было и есть. Другая, уже "октябрьская" фугасная бомба прилетела, разрушив стеклянную крышу здания. Целых три года залы музея оставались под открытым небом. Ремонт шел долго – не до того. Сегодня следы осколков бомбы хорошо заметны со стороны Малого Знаменского переулка: #геопозиция – 55.746745, 37.605349. Посмотрите вверх. И пожелайте, чтобы новых "шрамов" больше не появилось. С праздником!
Впереди второй внушительный отрезок майских выходных. Погода в большей части регионов, правда, будет так себе, но мы не унываем. Можно и творчеством заняться. Самое время запустить новую волну конкурса #сэровары с китайским набором подарков на фото. В книге, кстати, будет еще небольшой сюрприз. Как его использовать – в виде сувенира или по прямому назначению – уже сами решите. Интрига! 😁
Кто пропустил первый розыгрыш, вот он, а здесь итоги и пост победителя. Правила те же: присылайте в личные сообщения пост для моего канала в любом формате и на любую тему, связанную с путешествиями и активным отдыхом: текст о музее кастрюль, фотофакт с болотным лунем, видеозарисовка с дегустацией верблюжьего стейка. То есть любое впечатление, которым хочется поделиться. Если будет в одной из моих традиционных рубрик, шик-блеск и конкурентное преимущество. Ограничение: участвовать можно только с личных аккаунтов, не используя другие публичные каналы, в том числе в описаниях.
Присылайте до 26 мая свой пост в личные сообщения в аккаунт @Alexey_Sir в готовом формате, как считаете нужным. Успехов!
Откуда окинуть взором Макао? Есть пара отличных вариантов: открытый и закрытый, пониже и повыше.
Первая смотровая – историческая. Со стен форта Монте (фото/видео 1-4): #геопозиция – 22,1971522, 113,5419996. Вид с высоты португальской крепости XVII века не то чтобы завораживает, но вокруг просторно и воздушно. Одна из туристских забав от создателей "я держу Пизанскую башню" – направить на фото пушку в какой-нибудь из небоскребов. Например, в казино Grand Lisboa, здание которого больше похоже на достопримечательность, чем на пристанище азартных игроков.
Вторая смотровая площадка, куда я успел подняться, посовременнее. Самую малость. Это 338-метровая телебашня Макао (фото 5-10): #геопозиция – 22,1798897, 113,5368391. Не Останкинская, конечно, но в городе самое высокое здание и в топ-20 – во всем Китае. Крутящийся ресторан, стеклянный пол, сувениры, скоростной и местами панорамный лифт как неизменные атрибуты подобных сооружений тоже прилагаются.
Пощекотать нервы можно на банджи-джампинге. Забавно, что некоторые поднимаются сюда именно посмотреть на прыжки туристов с высоты. На предельное напряжение, страх в глазах, послушать вопли, стоны, всхлипывания. Кому что, как говорится. Я лучше понаблюдаю спокойно за жизнью города. Весь Макао тут на ладони.
Заглянем в мандариновый дом в Макао. Только не фруктовый, а в дом китайской зажиточной семьи, в которой вырос известный (но не у нас) писатель Чжэн Гуаньин. Здание выкупило правительство, и сегодня это главный образец архитектуры кантонского стиля XIX века в Макао. По совместительству музей со свободным входом: #геопозиция – 22,1887219, 113,5349159.
Слово "дом" не очень точно отвечает тому, что мы видим. Скорее усадьба или поместье. Со стороны и правда может показаться дохленьким домиком, "одним из" среди полутрущобного вида зданий. Но это обманчивое впечатление! За круглым арочным входом целое мандариновое царство площадью 4000 кв.м. со своим садом и десятками залов. В которых можно долго блуждать. Весь декор - для внутреннего пользования, чего наружу богатство "светить"?
Прогулка по дому – это не про быт и жизнь семьи Чжэн. Скорее про традиционную архитектуру в Макао, ее формы и организацию пространства. Если охарактеризовать впечатления двумя словами, я бы сказал: "двери и окна". То, что в первую очередь привлекает внимание своим разнообразием стилей. В холле, где на кантонском языке крупными иероглифами славится глава семейства, свет пропускают французские окна. Много резного деревянного декора, среди которого встречаются и индийские мотивы.
И, кстати, особенно приятно зайти в музей после уличной духоты. О движении воздуха и создании прохлады внутри дома мандариновая семья точно задумывалась.
Есть в историческом центре Макао одна стена – всем стенам стена. Одно из семи португальских чудес света. Оказывается, есть и такой официальный список 😀
Это фасад собора святого Павла, уцелевший после пожара и тайфуна. Архитектурная и мультикультурная доминанта полуострова, вокруг которой, несмотря на толпу туристов, побольше воздуха и свободы и нет ощущения тесноты. Руинам без малого 400 лет. Ты будто смотришь на сцену посреди городской площади, где сейчас начнется нечто удивительное и неведомое. Пока рассматриваешь детали, а там вокруг Девы Марии и корабль, и демоны, и китайские драконы.
Собор Святого Павла обрушился в конце XIX века. За фасадом склеп и музей католических святынь со всего Макао и других китайских регионов. Еще чуть дальше на деньги местных жителей возвели крохотный даосский храм На-Ча. Посвященный герою китайского эпоса, которому поклоняются как божеству-защитнику. Хотели спасти город от чумы, а после разрушения собора Святого Павла католическая вера в Макао, похоже, немножко подорвалась.
Но туристов сегодня в даосском храме почти нет. Маленький, простой, почти не декорированный. Отсюда в тишине подглядываешь на массивную одинокую стену португальского прошлого, вокруг которого туристы выбирают фототочку получше. Даже у департамента культуры в описании храма На-Ча стоит приписка: "который рядом с руинами собора".
Самые композиционно интересные фото руин получаются, пожалуй, с этой пешеходной улицы (фото 4-5): #геопозиция – 22,1973425, 113,5406646. Как раз под вертикальный формат для сториз. Как следствие, и желающих сделать эффектный кадр достаточно. В очередь! 😀
Китайцы, разговаривающие на португальском, – это что-то! С трудом первое время сдерживал улыбку в Макао. Пусть прозвучит немного по-расистски, но выглядит, знаете, как пиратская озвучка кино 😀 Когда голос дубляжа с трудом сочетается в голове с внешностью актера. А вот сочетается! Не то чтобы частое явление в Макао, все-таки в подавляющем большинстве между собой говорят на китайском. Но смешанных видно сразу. И тогда их речь кажется гимном глобализации.
В Гонконге соседей по колониальному прошлому иногда называют "sister SAR". Португальско-китайская "сестренка" и размером поменьше, и сохранила больше истории на своих улицах. Еще бы - это же первая европейская колония на востоке Азии. За четыреста с лишним лет Португалия буквально вросла в землю и пустила такие корни, что уже не обрубить. Гуляешь по историческому центру Макао, будто по какому-нибудь китайскому квартальчику в небольшом португальском городишке на берегу океана. Узко, малоэтажно, "мотоциклетно-мопедно". И тротуары с приоритетом, как видите, не у пешеходов, а у деревьев 😁 Как любит старушка Европа.
Не только архитектурных, но и исторических следов Старого Света в Макао много. Прогулку можно начать, например, с Площади Сенадо: #геопозиция – 22,1937399, 113,5401147. В любую сторону, куда потянет. Театр Дон Педро, собор Святого Доминика и, конечно, ярко-красочная пешеходная "улица Счастья" – Rua da Felicidade. Из своеобразного района "красных фонарей" с борделями она превратилась спустя века в хипстерское местечко, где молодежь записывает "тик-токи" и снимает "рилсы". Краски решают! #геопозиция – 22,1942108, 113,5377108.
А самое заметное архитектурно-историческое наследие Португалии посмотрим дальше.