«Домашние задания» в двойном объеме для госкорпораций
В мае будет 17 лет как в России был создан костяк из системообразующих госкорпораций в ряде отраслей. Госкорпорации обладают значительно более широкими полномочиями и возможностями, чем аналогичные по размеру частные российские компании. Да и создаются они не для такой мещанской цели, как «деньги зарабатывать», а «для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций».
«Кому много дано, с того много спрашивается» – говорила мне учительница физики, задавая в два раза большие домашние задания, чем одноклассникам, но, к сожалению, этот принцип к госкорпорациям пока не применяется.
За эффективностью работы госкорпораций присматривает по закону Счетная палата, но пока проверит, пока посчитает, пока доложит, пока примут решение – проходят годы.
Например, еще в 2016 году ее аудиторы обнаружили в Роснано «неэффективные инвестпроекты, чрезмерную зависимость от финансирования с привлечением госгарантий и премии «за провалы»». Но только через 8 лет, уже после смены руководства госкорпорации, хоть кого-то за это привлекают к ответственности.
В 2021 году председатель Счетной палаты Алексей Кудрин собирался проверить в течение 2-3 лет все институты развития, особенно ВЭБ.рф, но не успел и ушел в отставку в 2022 году. А тем временем сами экс-сотрудники этой госкорпорации стали подавать в суд на руководство за волюнтаристские решения. Пойди разберись без Счетной палаты, кто был более неэффективен в ВЭБе – уволенные сотрудники или топ-менеджмент?
Супераудит госкорпораций предсказывался несколько раз, но никак не наступал по-настоящему.
Неожиданно для себя и для внешних наблюдателей вопросом качества управления госкорпорациями озадачился депутат Александр Дроздов, поделившийся своими мыслями с вице-премьером Дмитрием Григоренко и министром труда Антоном Котяковым.
Дроздов пишет: «Несмотря на то, что работники госкорпораций фактически выполняют функциональные обязанности государственных служащих и, по сути, также являются государственными служащими, требования и ограничения при приеме на работу не определены, хотя бы по аналогии с государственной службой». По информации депутата, «прием на службу в госкомпании осуществляется без применения конкурсных процедур, зачастую по протекции».
Дроздов предлагает министру и вице-премьеру «приблизить статус работников государственных корпораций к государственным служащим, установив для них требования и ограничения при приёме на работу и расширив перечень запретов, по аналогии с требованиями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 No 79-Ф3»». Депутат готов «включиться в работу по разработке законодательной инициативы».
И это похвально, потому что лучше поздно, чем никогда. Всего-то 17 лет «назначений по протекции» и «работы без особых требований к качеству управлениям госкомпаниями и госкорпорациями». Ведь на века создаются госкорпорации, что такое 17 лет по сравнению с вечностью?! Тем более ходят слухи, что количество госкорпораций может в ближайшее время значительно увеличиться. Со всех них можно будет спрашивать «домашние задания» в двойном объеме. Иначе зачем вообще госкорпорации плодить?