Творчество знаменитого художника Энди Уорхола (Андрея Варголы) обусловила его болезнь.
О жизни одного из самого великого русинов пишет журнал «Русин», №1, 2023.
«Поворотным эпизодом для маленького Эндрю Вархолы стало заболевание хорея или пляска святого Витта, что образовало в его судьбе разлом. Осенью 1936 г. во время ответа на уроке у Эндрю неожиданно начались судорожные сокращения лица и рук, что вызвало смех одноклассников и стало источником боязни своих реакций, посещения школы и взаимодействия с людьми. Он всё сильнее стал теряться, легко пускал слезу и начал с трудом справляться с простейшими задачами, будь то завязывание шнурков или собственная подпись.
Одноклассники в школе проявили жестокость и смеялись над Эндрю, из-за чего он был подвержен порывам гораздо более сильной агрессии и злости, чем другие дети. Болезнь сделала его капризным, своенравным и обособленным от людей.
Уорхол был неуверенным в себе человеком, психологические проблемы которого коренились в детстве. Будучи знаменитым художником, он производил впечатления человека, находящегося не в ладах с частями своего тела, словно не знал, куда их деть от смущения, его руки, глаза и рот поддергивались от нервного тика.
Он мечтал в своих постоянно возвращающихся мыслях о смерти о том, «чтобы на памятнике над моей могилой не было ничего. Ни рисунка. Ни эпитафии. Ни фамилии. Мне хотелось бы, чтобы на самом верху было бы написано одно слово - фикция».
В роли защитного барьера от заболевания и его разлома для Уорхола выступило творчество. Научившись рисовать, мальчик больше не мог остановиться, нося с собой блокнот и грифельный карандаш. В беспрерывном, практически маниакальном рисовании Энди передавал свой мир с индивидуальным пониманием его аспектов - Нечто и Ничто.
Энди считал, чем меньше некая вещь имеет что сказать, тем она совершеннее».
В общем «болезненное творчество» иногда и вправду имеет под собой болезнь как основание.