Топ посты
Продолжая читать американского геостратега Питера Зейхана. Он на простом примере показывает, как легко может быть нарушена мировая океаническая торговля, а вместе с ней – и глобализация. Ирано-иракская война (1980-1988) к 1983 году зашла в тупик. Это побудило обе страны обстреливать ракетами суда друг друга в попытках экономически задушить противника. В общей сложности было поражено около трехсот судов. По сравнению с масштабами мирового судоходства в то время это была лишь капля в море. Но эта «капля» событий почти уничтожила глобальный страховой сектор. Американская гарантия безопасности судоходства считалась железной. На протяжении десятилетий в мире произошло меньше инцидентов, чем эта «капля». Был даже период примерно с 1950 по 1975 год, когда нападений на морские суда вообще не было. Поэтому резервы по покрытию убытков по морскому страхованию были минимальными. Но когда посыпались страховые случаи от ирано-иракской войны, у страховых компаний быстро закончился операционный капитал. Поэтому они предъявили претензии своим перестраховочным фирмам, которые также быстро иссякли. Внезапно все страховые компании обнаружили, что вся их отрасль стоит на краю пропасти. А поскольку большинство страховых компаний были связаны с рынком облигаций через крупные финансовые дома, надвигалась катастрофа. Единственное, что предотвратило широкомасштабный глобальный финансовый крах, было решение администрации Рейгана, состоящее из трёх частей: а) физическое сопровождение неиранских судов в Персидском заливе, б) перефлагирование всех таких судов как американских, в) предоставление компенсации всем таким судам. Локальная военная ссора между парой неторговых держав, не имеющих даже финансовых секторов, быстро переросла в такую ситуацию, что только у сверхдержавы хватило военной, финансовой и юридической мощи, чтобы предотвратить глобальный финансовый крах. Представьте себе, если бы подобное событие произошло сегодня. С 1970 по 2008 год американцы почти всегда держали в Персидском заливе авианосную группу (а после конфликта «Буря в пустыне» 1991 года, как правило, две). Сопровождение коммерческих судов в 1983 году потребовало лишь нескольких изменений в схемах патрулирования. Но с 2015 года для американцев стало нормой по несколько месяцев вообще не иметь в регионе кораблей такого размера. К концу 2021 года американцы вывели все регулярные сухопутные войска из региона в целом. В отсутствие США существует лишь горстка держав - Франция, Великобритания, Япония и Китай, - которые в принципе могут просто достичь Персидского залива с военными средствами. Из них только Япония обладает техническими возможностями для силовых действий, и ни у одной из них нет судов, необходимых для организации значимых конвоев». (Военный океанский флот есть только у США, но они всё меньше горят желанием быть глобальным полицейским)
Канал Блога Толкователя: история, социология и другие гуманитарные науки, аналитика, актуальная повестка дня и размышления. Основатель канала бывший главный редактор "Русской Планеты" Павел Пряников. Реклама @Kursistka @netovetz и @dana_rusin