Репетируем «Капитанскую дочку». Как говорил Эфрос, репетиция - любовь моя. Согласен с великим, для меня это самое интересное, когда вот тут, сию минуту рождается новый образ, раскрывается противоречивость характеров героев, когда совместно с актерами пробуем способы их существования на сцене и взаимодействия с партнерами.
Да, еще побывали, правда, мимоходом в Охлопковском театре, где проходят мастер-классы нашего фестиваля.
Тоже произвели впечатление. Чувствую, что-то я совсем иркутянином становлюсь.
Вернулся из Иркутска в приподнятом настроении. Перед отъездом удалось побывать в двух школах.
Наконец-то увидел «Точку будущего». Это школа, о которой столько рассказывала моя жена Аня, для которой Иркутск - родной город. А также заехали в Суворовское училище, открытое в прошлом году, вместе с директором моего театра Ларисой Вильясте (Лариса, как ни странно, тоже из Иркутска).
Ну что сказать – потрясающе и там, и там. В «Точке» просто поразили мастерские робототехники, физические и химические лаборатории, учебная оранжерея. Я лично такого никогда не видел, даже в кино. Рассказали, что всё это призвано сделать мышление творческим, мозги незашоренными. Охотно верю, что всё так и будет. Понятно, что есть обязательная школьная программа, но как ты ее освоишь - выбираешь сам.
В Суворовском училище при прочих равных условиях совершенно великолепный спортивный комплекс, компьютерные классы, а симуляторы самолетов в натуральную величину! Вот было б времени побольше, сам бы попробовал. Пообщался с ребятами, - хорошие, активные мальчишки. И в то же время видно, что дисциплина для них не пустой звук, мне это близко.
Губернатор Игорь Иванович Кобзев, с которым мы ездили, понял, что мне интересна тема образования, и подробно рассказывал и об обычных школах города. Например, об абсолютно современной школе в Академгородке, в которой функционирует профессиональный, единственный в городе планетарий. А я скромно заметил, что там училась моя жена, и я всё об этой школе уже знаю.
Кристофер Нолан забрал главные Оскары, это было предсказуемо. Однако впервые я понимал, что фильм заберёт Оскар и за лучшую музыку и монтаж.
Сцену, предшествующую взрыву, я даже посмотрел дважды. Было интересно проанализировать, как именно Нолан ее выстраивает. Это можно было подать очень традиционно, да и интриги - взорвется или нет - не существует. Но именно монтаж и музыка, требующая степень по математике для создания, дали настоящую драматургию.
Посмотрели вчера с Аней Богомоловскую «Таню» на Малой Бронной. Казалось бы, советская классика, феминистический романтизм раннего Арбузова.
У Константина получилась тонкая современная драма, все очень лаконично, стильно, главное – неназойливо, с лёгкой иронией. Абсолютно органичны все актеры.
Возвращаюсь из Ростова-на-Дону после занятий в филиале ВГИКа. Как всегда, полный впечатлений. Доволен своим Донбасским курсом.
На занятиях провели интересный тренинг в масках. Это не имеет ничего общего с практикой комедии дель арте и уж конечно, с нашим пандемийным проклятьем. Работали с вполне психологической драмой, но в масках.
Очень помогло снять зажим, а многим найти свою органику. И тексты Вампилова в итоге наполнились другими смыслами.
Дома у родителей нашел фото в несостоявшейся роли Вронского…
Не сотвори себе кумира. Знаю, что не должен, но ничего не могу с собой поделать. Олег Янковский – любимый артист с детских лет. Сначала были Захаровские фильмы, потом «Служили два товарища», «Полеты во сне и наяву», совсем потом «Ностальгия»… Фирменный взгляд Янковского… а как он умел молчать… В его паузах было столько смыслов, сколько не было в иных многословных монологах.
Мне повезло, я встречался с ним на съёмочной площадке два раза, точнее полтора. Первый раз, когда мне было 25 лет, фильм «Китайский сервиз». Теперь я знаю, что сам Олег Иванович не любил эту картину, и понимаю, что для этого, наверное, были основания. Но для меня тогдашнего само существование с ним в одном кадре было как… как выиграть Оскар. Можно представить, как я старался соответствовать. Второй раз – «Анна Каренина» Сергея Соловьева, которую он начинал снимать в 2004 году. Янковский – Каренин, у меня роль Вронского. Но сьемки вскоре прервались, закончилось финансирование. А когда через несколько лет возобновилось, то уже без меня, я был занят в других проектах.
Уже третье поколение актерской династии Янковских достойно держит высокую планку мастерства, заданную отцом и дедом. Сегодня 80 лет со дня рождения Олега Янковского. Филипп Олегович, Иван Филиппович, Елизавета Филипповна, это и ваш день! Поздравляю!
На днях пришло голосовое сообщение от Константина Хабенского. Привет Серега, как дела, то-се. В конце говорит, что ищет инвесторов для строительства медицинского комплекса для детей-инвалидов, предлагает тоже поучаствовать. Ну что ж, дело благое, да и сумма приемлемая. Но что-то как-то… Короче, решил все-таки уточнить детали, позвонил Косте. Надо ли говорить, что никакого сообщения он не отправлял, очередное мошенничество.
Кстати, голос Хабенского почти идеально соответствовал оригиналу. Я живо представил, как моим голосом звонят сотрудникам моего театра, и, честно, внутренне похолодел. С помощью нейросетей да и просто умелого пранкера сегодня могут развести на что угодно. Если попросят некую сумму на какое-то доброе дело, вплоть до помощи собачьему приюту, не поленитесь, проверьте. Не за горами использование дип-фейков, то есть изображений, созданных нейросетью. Технический прогресс как и цинизм негодяев не стоит на месте.
Будьте, пожалуйста, бдительны!
Роман «Анны Карениной» знают все. Ну как знают. Большинство смотрели хотя бы одну из экранизаций. Другие знакомы по краткому изложению в справочнике что-то вроде «шедевры русской классики за пять минут». И гораздо меньше читателей осилили все восемьсот страниц. А хорошо бы, ведь действительно, великий роман.
Поэтому с энтузиазмом воспринял новость, что снимается документальный сериал по книге Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной». Во-первых, потому, что в роли Анны - актриса моего театра Анастасия Дворянская. С удовольствием увидел её на первом же фото со съемок. Во-вторых, из-за самого Басинского. Читал все его книги-исследования, посвященные Льву Толстому. После них хочется, что называется, припасть к первоисточнику, перечитать произведения Толстого уже с нового ракурса. Басинский настолько хорошо знаком с творчеством и жизнью писателя, историческим и бытовым контекстом того времени, что, кажется, мог бы в подробностях описать каждый день из его 82 лет. Написано очень увлекательно, интригующе, но безо всякой «желтухи», только на основании достоверных фактов и документов. Меня, например, удивил его вывод, что Каренин был списан вовсе не с Победоносцева, а ведь мы как раз недавно обсуждали это во время съёмок «Плевако» с Игорем Гординым, исполнителем роли Победоносцева. Но Басинский меня убедил.
И кстати, прочитал – только что вышла новая книга Павла – «Подлинная история Константина Левина». Видимо, второй сезон документальному сериалу обеспечен.