Страны и компании
Любимое хлесткое сравнение корпорации со страной звучит так: посмотрите, Microsoft стоит 3 триллиона долларов, это больше ВВП Великобритании/России/Франции или кого там автору хочется унизить.
Сравнение такое совершенно безграмотно. В нем банально единицы измерения не совпадают: ВВП это доллары в год, стоимость компаний – просто доллары, скорость с расстоянием сравниваем. Могла сложиться традиция считать ВВП поквартально или по пятилеткам. Суть бы не изменилась, а чиселка была бы в 4 раза меньше или в 5 раз больше. Стоимость компании же – это действительно деньги.
Однако сопоставить хочется. Что с ВВП у компании сравнивать правильно? Первая очевидная идея – выручка. Но это плохая идея. Посредник купил за миллиард, перепродал за +1%, выручка у него большая, но она явно “не его”. В России суммарная выручка компаний в обычные годы в 4 раза больше ВВП, в 2023 разрыв был ещё больше.
Исходя из определения ВВП, у компании стоило бы смотреть на сумму зарплат и инвестиций, но никто такую метрику не публикует, самому считать сложно или невозможно, для блога – точно лень.
Предлагаемое мной приближение – Gross Profit, выручка за вычетом себестоимости. Она удобна с точки зрения доступности, и в целом близка к нашей цели – это ж по замыслу “добавочная стоимость”, в идеальном мире сумма их по стране к ВВП бы сходилась. В реальности Gross Profit, как и выручка, тоже дублируется, один и тот же доллар может несколько раз посчитаться, но это радикально реже случается, чем-то надо пренебречь.
Что получается с таким приближением?
Газпром’2022 – 9 триллионов рублей, грубо 5% России или примерно одна Болгария. В 2023 году, наверное, меньше будет – не знаю, когда опубликуют отчетность.
Яндекс – полтриллиона рублей, 0.3% России – или Барбадос, Либерия, Фиджи, совершенно неинтересные страны. Если считать по паритету покупательной способности, можно дотянуться до Черногории. В принципе, именно для Яндекса смысл в этом есть.
Amazon – 270 миллиардов долларов, 1% США, Перу или Португалия целиком.
Apple – 170 миллиардов, между Венгрией и Кувейтом.
Google – 85 миллиардов, Хорватия или Панама.
В целом получается, что ресурсы крупнейших компаний сопоставимы с уважаемыми странами, но пока ещё не из G20. И при этом они куда жестче управляются. Потратить 3% ВВП в стране это целая история, а в корпорации – одно заседание Совета Директоров.
Обратным счетом можно оценить и капитализацию стран. Если Португалия это как Amazon, то и стоить она может тоже как Amazon: 2 триллиона долларов примерно. В принципе, имеет смысл. Если эту сумму между гражданами поделить, выйдет по 200 тысяч зеленых на человека – наверное, по порядку именно столько и надо, чтобы они в большинстве согласились родину Испании или Бразилии продать.
#простомысли
—
Мой второй канал @aioftheday: ежедневные новости искусственного интеллекта