Корреспондент Би-би-си Павел Аксенов — об успешном запуске «Ангары А5» и прошлых неудачных попытках
Россия запустила тяжелую ракету «Ангара А5» с третьего раза. Первые две попытки запуска остановила автоматика. Запуск проходит в автоматическом режиме, и если система получает сигнал о неправильной работе какого-то узла или прибора, то пуск останавливается, даже если этот прибор кажется не самым важным.
Это седьмой пуск по программе «Ангара» и четвертый — тяжелой версии ракеты «Ангара А5». Тем не менее это все еще новая ракета, она проходит этап летно-конструкторских испытаний, и поэтому отказы на такой стадии допустимы. Кроме того, она впервые стартовала с космодрома Восточный, так что этот пуск был испытанием новой пусковой площадки.
Самый первый запуск ракеты с «Восточного» в 2018 году также прошел без происшествий только с третьей попытки.
Причем первая неудача в 2016 году произошла в присутствии Владимира Путина, который после этого устроил прямо на космодроме совещание с руководством Роскосмоса. По его окончании по лицам космических чиновников было видно , насколько непростым было это мероприятие.
На первый запуск с Восточного «Ангары» российский президент не поехал, и это точно было хорошей новостью для всех причастных к пуску.
Между тем это уже не первое происшествие в российской космической сфере за последний месяц. 21 марта 2024 года впервые в истории советской и российской космонавтики на Байконуре был отменен запуск «Союза» с пилотируемым кораблем.
На этом корабле должны были отправиться на МКС первая женщина-космонавт из Беларуси Марина Василевская, американка Трейси Дайсон и российский космонавт Олег Новицкий.
Ракета стартовала спустя двое суток, и корабль добрался до МКС без проблем, но это произошло на «Союзе», который стабильно возит космонавтов на орбиту много десятков лет.
Правда, неисправности с проверенными ракетами случаются и в других странах.
Лучше всего это иллюстрирует тот факт, что 9 апреля планировались пуски двух тяжелых ракет — российской «Ангары А5» и американской Delta IV, для которой это был последний пуск. Для американской ракеты это была уже вторая попытка — предыдущая сорвалась из-за неисправности пневматического провода.
В результате полетели обе, хотя и в разные дни.
«Ангара А5» совершила первый полет с гражданского космодрома в непростой ситуации. Ее разработка оказалась слишком дорогой, и, как считают многие, коммерчески она проигрывает другим ракетам, прежде всего — Falcon 9.
Однако отказаться от тяжелой ракеты трудно — кроме государственного престижа, она нужна военным и другим государственным службам, таким как, например, ФГУП «Космическая связь».Ее грузоподъемность может позволить выводить на орбиту большие спутники, модули орбитальных станций и межпланетных кораблей, либо аппараты для дальних космических экспедиций. Вопрос только в том, хватит ли у России средств на такое освоение космоса.