Растущая забота федерального центра о вопросах кораблестроения недавно проявилась в его решении поддержать интересную судоверфь, которая претендует на звание самой высокотехнологичной в стране. Речь идет о задуманном в федеральном правительстве превращении старого советского предприятия - Онежского судостроительно-судоремонтного завода, основанного в 1944 году в Петрозаводске, в модную цифровую верфь.
Завод этот до последних лет имел тяжелую судьбу. После распада СССР он переходил из рук в руки и был связан с криминальными схемами. В 2012 году он обанкротился, а в 2014 году его имущество получил ФГУП «Росморпорт», то есть фактически завод стал напрямую контролировать федеральный Минтранс, что само по себе является редким событием. В 2019 году было зарегистрировано новое АО, которое контролирует Росморречфлот, то есть тот же Минтранс.
С 2022 года карельский завод переживает второе рождение. Его решили сделать первой в России цифровой верфью, что, как водится, означает вложение немалых федеральных средств. Производство будет вестись в режиме единой цифровой экосистемы, с созданием цифровых двойников завода и его продукции. И потратить на это удовольствие решили до 2025 года более 5 млрд бюджетных рублей. Сейчас готовность цифровой верфи оценивают в 60%. Недавно глава правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении на проект 2 млрд рублей, что позволит провести реконструкцию производственных и гидротехнических объектов. Правда, в решении правительства сроки реализации проекта обозначены уже на конец 2026 года.
При всей пафосности происходящих процессов на крупный завод ОССЗ не тянет. Он выпускает в год порядка четырех небольших кораблей. Сейчас там строят три портовых буксира с ледовым усилением и два нефтемусоросборщика. Заказы приходят от родного «Росморпорта». Кроме того, на ОССЗ для известной компании «Русский краб», связанной с Глебом Франком, зятем Геннадия Тимченко, было построено несколько краболовов.
Модернизация призвана увеличить число выпускаемых кораблей до 10 в год, если, конечно, будут заказы. Хотят там также увеличить число рабочих мест с 500 до 1,2 тыс., а долю завода в ВРП Карелии довести до солидных 5,5% с нынешних 0,6%. Есть и планы по подготовке специалистов для отрасли, которые реализуют вместе с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом, известным как «Корабелка».
Проект цифровой верфи в Карелии соответствует мировым веяниям и выглядит красивой идеей, которой занимается Минпромторг РФ и которую активно поддерживал Денис Мантуров. Но видно также, что небольшое государственное предприятие обретает новое рождение только за счет усиленного вливания федеральных средств. Вряд ли этот проект можно назвать коммерчески успешным, учитывая также умеренный объем производства. Однако для Карелии с ее ныне неустойчивой экономикой и неясными перспективами развитие судостроения становится одним из ключевых направлений.