Анализ рынка специальных знаний: участники, продукты, регулирование и проблемы развития
В преддверии значительных перемен, которые обещает государство, вводя регулирование судебно-экспертной сферы, Fi.center проведен анализ рынка специальных знаний и судебно-экспертных услуг в России. В рамках подготовки обзора проанализирована вся общедоступная информация об экспертных учреждениях.🔎
По оценке специалистов, емкость рынка негосударственных экспертных услуг - свыше 15 млрд руб. в год. Государство при этом тратит на госэкспертизу не менее 30 млрд в год (из расчета не менее 1 млн. руб. на 30 тыс. госэкспертов)
Количество хозяйствующих субъектов с ОКВЭД 71.20.2 (Судебно-экспертная деятельность) - 13 884 и только у 2 814 данный вид деятельности является основным.
Также минимум 500 организаций не выбрали профильный экспертный ОКВЭД, но активно занимаются экспертной деятельностью – это следует из их сайтов и данных кад.арбитра. Всего вовлечено в негосударственную экспертизу на систематической основе свыше 10 000 человек. Этот сектор имеет легкий флер маргинальности – более половины участников декларируют небольшие обороты и платят минимальные налоги.
❗️Центром выявлены следующие проблемы отрасли:
📌 Сложная структура рынка, значительное количество непрозрачных и непубличных субъектов;
📌 Постоянно откладываемое реформирование отрасли, минимальные требования для «входа в профессию»;
📌 Проблемы выработки единых подходов к производству экспертиз;
📌 Игнорирование позиции негосударственных экспертов при решении проблем отрасли;
📌 Неоднозначное влияние госмонополии на отрасль.
В ближайшее время рынок будет сильно меняться, государственное регулирование приведет к укрупнению участников рынка, дальнейшему огосударствлению и росту расходов на экспертизу. Однако приведет ли введение реестра экспертов, контроль качества заключений и сертификация методик к улучшению работы и насколько сможет следить за всем этим Минюст, покажет осень 2026 года.
А пока они предлагают изучить полный отчет, скачав его по ссылке📱