В апрельском номере журнала "Знамя" вышла моя рецензия на книгу: Дитрих Бонхеффер. Христос и мир: сборник статей / Пер. с нем. и коммент. Д.Н. Лебедева. — М.: ГРАНАТ, 2024.
Церковь и война
Немецкий лютеранский теолог, пастор, активный участник антинацистского сопротивления в Третьем рейхе Дитрих Бонхеффер (1906–1945) не дожил всего месяц до полного разгрома гитлеризма, став одной из самых известных жертв немецких концлагерей. Его христианское мученичество, безусловно, придает особую силу его религиозным сочинениям и побуждает присмотреться к ним повнимательнее. Можно не соглашаться с его отдельными богословскими взглядами и убеждениями, но нельзя не признать, что он заплатил за право их высказывать самую дорогую цену, которая вообще доступна для любого человека.
Сборник статей Бонхеффера 1929–1933 годов называется «Христос и мир», хотя автор больше говорит не о Христе живом, но о Церкви земной, не способной полностью остаться в стороне от катастрофических бедствий, среди которых особо выделяются война и государственный террор. Тексты, включенные в книгу, были написаны Бонхеффером в молодости (23–27 лет), и от них зачастую веет резкостью и максимализмом, порой автор противоречит собственным же установкам, а некоторые свои высказанные тезисы он существенно пересмотрит уже через несколько лет. Тем не менее полезно остановиться на наиболее ценных и актуальных декларациях этого харизматичного лютеранского пастора, значительная часть которых касается этики христиан в период между двумя мировыми войнами.
Но прежде стоит отметить большую и обстоятельную работу тех, кто подготовил русскую версию этого издания: переводчика и комментатора Д.Н. Лебедева, редактора перевода Л.Б. Сумм, научного консультанта И.С. Вевюрко. Их труд можно счесть почти безукоризненным, а пояснительные справки — весьма познавательными. Вот как, к примеру, описана ситуация в кайзеровской Германии в период детства Бонхеффера: «Когда Дитриху было восемь лет, началась Первая мировая война. В Германии произошел всплеск милитаристских настроений, чему во многом способствовала государственная пропаганда, ориентированная не только на взрослых, но и на детей. Темы школьных сочинений стали все чаще посвящаться прославлению великого прошлого и настоящего Германии, на арифметике школьники занимались подсчетом снарядов и пушек, на географии изучали изменения линии фронта; занятия по физической культуре стали все больше походить на курс молодого бойца; были введены обязательные “военные уроки”, целиком посвященные военно-патриотическому воспитанию. Во внешкольное время дети активно вовлекались в участие в торжествах, посвященных военным победам настоящего и прошлого. Важным инструментом пропаганды среди молодежи стала литература, прославляющая и героизирующая войну, где немецкие солдаты всегда побеждали врагов и никогда не умирали».