#крупнымпланом
Частичка Казанского собора в саду Академии художеств
Одиноко стоящая колонна всегда означала силу государства, его гордость и непоколебимость. Еще чаще такие колонны устанавливали после великих побед, отсюда частая приставка — триумфальные. В Петербурге, помимо главного символа в центре Дворцовой площади, есть колонна Славы перед Троицким собором, обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания, Морейская и Чесменская колонны в Екатерининском парке и, конечно, Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова — не только маяки, но и символы мощи русского флота.
Интересно, что на том же Васильевском острове возвышается еще один столп — как знак победы орудий не артиллерийских, а орудий мастеров живописи, ваяния и зодчества. Об этой малоизвестной достопримечательности расскажет гид Павел Перец.
За Академией художеств находится сад, где бегают и кони, и пони. Эти животные служат моделями для студентов академии и для них построена специальная конюшня. Тут же зал, где их рисуют. С другой стороны — мозаичная мастерская. А в центре колонна, которая по изначальному замыслу графа Строганова должна была быть установлена во внутреннем дворе академии к ее 50-летию. Александр Строганов был президентом этого учебного заведения.
А еще он был отцом-покровителем Казанского собора, и по проекту его бывшего крепостного Андрея Воронихина этот храм и возводился. От строительства остались запасные части, включая заготовку колонны из финского гранита для внутреннего убранства собора. Она-то и послужила базой для изготовления «академической» колонны, увенчанной шаром.
Ближе к середине XIX века старший брат Карла Брюллова Александр заменил шар лирой, а под ней разметил три капители с изображением женских фигур, означающих живопись, скульптуру и архитектуру. То есть ровно те направления, которым обучали тогда в академии. Увы, не все приходящие в этот сад внимательно рассматривают данные барельефы. Да что уж там, не все даже знают и про наличие этого памятника.
Фото: Антон Гаврилов