В условиях гонки зарплат и цен высокая процентная ставка Центробанка не остановит инфляцию.
Раньше российская экономика функционировала по следующей схеме. Продажа большого количества сырьевых ресурсов приносила стране большую выручку. Формировался профицит платежного баланса. Деньги выводились из России по линии инвестиционных счетов. И таким образом поддерживался некий внутренний баланс. Более того, государство еще сберегало часть выручки от экспорта через стабилизационные фонды.
Сейчас ситуация резко поменялась. Россия продолжает получать выручку от продажи энергетических ресурсов, но отток капитала резко сократился. Государство перестало собирать резервы – все тратится. В результате в России оказалось довольно много денег. Поэтому фондовый рынок растет как на дрожжах.
Так описывает финансовую ситуацию в России изданию Forbes экономист, член наблюдательного совета Мосбиржи Олег Вьюгин. По его мнению, в стране очень много людей, у которых есть большие деньги, поэтому они пускают их в оборот: что-то тут делают, строят, покупают, продают. Соответственно, эти деньги сейчас толкают инфляционные процессы в России.
Людям больше платят, в том числе из-за дефицита трудовых ресурсов. Бедным семьям стали платить за их отцов, детей, которые участвуют в СВО, то есть у них тоже появились деньги. И получается, что везде растет зарплата, а производство-то особо не растет. Производственные потоки идут в первую очередь в оборонный сектор, а он не производит товары народного потребления. То есть деньги тратятся, а товары не возникают. Отсюда повышенный спрос на импорт. А повышенный спрос на импорт при том уровне экспорта, который есть, приводит к девальвации рубля. Девальвация рубля — это всегда в России повод для корректировки цен прежде всего в сфере услуг, а затем уже и в сфере товаров народного потребления, что мы и видим.
Ставка в 16%, как замечают многие экономисты, никак не действует на уровень потребительской активности. Удивительно, что и сбережения растут, и потребительские расходы растут. Это означает, что ставка такова, что она не позволяет остановить инфляционные процессы.
«Я думаю, что тот уровень инфляции, который был в прошлом году зафиксирован, он не 7,5%. Он, естественно, выше. Раз ставка в 16% не действует на инфляционные процессы, не позволяет их притушить, значит, инфляция выше 16%. Давайте, к примеру, посмотрим на счета ЖКХ за коммунальные услуги. Лично у меня они с 2022 года по начало 2024-го выросли на 35%. А ЖКХ — это такая сфера деятельности, где, для того чтобы она жила, надо обязательно индексировать косты. Иначе она перестанет работать, люди уйдут, ничего не будет», – говорит Вьюгин.
Он обратил внимание на то, что ненефтегазовые доходы бюджета на 2024 год запланированы с ростом 22%. Стало быть, в Минфине посчитали, что реальный уровень цен выше. Поэтому НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц — они принесут такой рост в 22%.
Что касается национальной валюты, то слабость или крепость российского рубля во многом зависят о того, сколько Россия получает доходов от продажи сырьевых ресурсов, нефти прежде всего.
Если предположить, что Россия будет меньше получать доходов от нефти, то рубль будет слабеть. Правда, не катастрофически, считает Вьюгин.
Но основная проблема не в курсе рубля, а в номинальной рублевой инфляции, которая при такой структуре экономики будет значительно опережать доходы граждан. Монетарная политика направлена на стабилизацию курса рубля относительно СКВ, но товарная инфляция гораздо важнее.
Почти на 30% за год выросли в России цены на клееный брус и пиломатериалы, популярные в дачном строительстве. Главными причинами этой ситуации эксперты называют плохие условия для лесозаготовки зимой, а также резко подорожавшую логистику. Эксперты отрасли заявляют о возможном дефиците этих материалов к лету, сообщила пресс-служба Ассоциации деревянного домостроения.
"Цены на пиломатериалы и клееные деревянные конструкции за первые три месяца 2024 года выросли на 15%, а за год - на 25-30%. С февраля текущего года мы наблюдаем стабильную динамику роста цен, и причин к остановке повышения стоимости древесины эксперты пока не видят", - рассказали ТАСС в пресс-службе организации.
На начало апреля 2024 года, по данным исследования Ассоциации, кубометр пиломатериала, который используется как в строительстве, так и для производства клееных конструкций, в зависимости от региона стоил от 19 тыс. до 25 тыс. рублей. В марте 2023 года его можно было приобрести по цене от 13,5 тыс. до 16 тыс. рублей, в конце года - от 16 тыс. до 22 000 рублей за кубометр. Соответственно, пропорционально выросла стоимость и продуктов глубокой переработки - клееных конструкций, и в частности, клееного бруса.
По словам члена правления Ассоциации деревянного домостроения Андрея Елукова, по Северо-Западному региону не было сезонного понижения стоимости древесины, но ее стоимость до февраля текущего года повышалась плавно. "Производители пиломатериалов и домокомплектов в ряде регионов еще перед началом строительного сезона, когда на рынок выходят "частники", заявляют о возможном дефиците древесины. К разгару сезона и цены, и дефицит будут еще расти", - рассказал он.
Главными причинами этой ситуации эксперты называют плохие условия для лесозаготовки прошедшей зимой, а также резко подорожавшую логистику. "Осенью довольно поздно "встали" лесные дороги, <...> затем были сильные морозы, при которых лесозаготовка не велась, ну, и ранняя весна, когда лесные дороги вновь стали непригодны для проезда тяжелой техники. При этом доставка по сравнению с прошлым годом подорожала на 30%", - подчеркнула член правления Ассоциации деревянного домостроения Юлия Юрлова.
Также она отметила, что негативно влияет на перевозки дефицит водителей, высокая стоимость запчастей для транспорта и оборудования предприятий лесопромышленного комплекса, которое сегодня в основном иностранного производства.
Басманный суд Москвы, рассмотрев ходатайство следственных органов, до 2 июня отправил в СИЗО руководителя одного из структурных подразделений ПАО «Лукойл» - Алексея Степанова. Ему предъявлено обвинение по ч. 5 ст. 291 УК РФ (дача взятки) и по ч. 3 ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну).
Степанов обвиняется в коррупционных преступлениях. Ему предъявлено обвинение по статьям о даче взятки, а также незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую тайну. Суд удовлетворил ходатайство следствия о помещении подозреваемого под стражу. Он проходит по делу о даче взятки высокопоставленным сотрудникам Центральной энергетической таможни ФТС России. А Степанов как раз и руководил управлением ПАО «Лукойла» по работе с таможенными органами.
Кроме того, суд отправил под домашний арест на 1,5 месяца руководящих сотрудников Центральной энергетической таможни ФТС России Алексея Акимова, Сергея Петровича и Андрея Брехова. Они обвиняются по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), ч. 3 ст. 183 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну). Следствие запрашивало меру пресечения в виде заключения под стражу, однако суд отказал. Судьи не согласились с ходатайством следствия об избрании задержанным меры пресечения в виде содержания под стражей.
Подробностей обвинения в суде не сообщают. По данным от анонимного источника, отправленным под домашний арест таможенникам вменяется совершение с начала прошлого года коррупционных преступлений, связанных с незаконным «получением данных по внешнеэкономической деятельности нефтеперерабатывающих организаций, составляющих охраняемую законом налоговую тайну».
Напомним, Центральная энергетическая таможня выполняет таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском всех видов энергоносителей, помещаемых под таможенные процедуры и вывозимых с территории России. На сегодняшний день в структуру таможни входят 7 таможенных постов, которые расположены в ключевых по объемам экспорта энергоносителей регионах Российской Федерации и обеспечивают полноценный таможенный контроль энергоносителей, вывозимых за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
Высокопоставленные должностные лица ФТС периодически попадают в хронику уголовных преступлений. 27 марта Басманный суд Москвы избрал меру пресечения в виде заключения под стражу до 26 мая 2024 года в отношении заместителя руководителя ФТС России Елены Ягодкиной. Следствие считает, что она, являясь руководителем Главного управления доходов и тарифного регулирования ФТС России, в 2018-2019 годах обеспечила выдачу и незаконное продление срока исполнения обязательств по акцизным маркам в интересах двух компаний, которые использовали акцизные марки для реализации контрафактной алкогольной продукции на российском рынке.
Это повлекло за собой неуплату бюджету РФ налогов и сборов на сумму 1 млрд 228 млн рублей, в том числе:
- акцизов на сумму более 852 млн рублей;
- налога на добавленную стоимость на сумму свыше 261 млн рублей;
- налога на прибыль – 114 млн рублей.
В суде Ягодкина заявила, что не признает вину. А также о том, что намерена сотрудничать со следствием и предоставлять показания.
Для реализации арктических нефтегазовых проектов России к 2035 году потребуется порядка 200 судов ледового класса. Добыча углеводородов на этих проектах потребует вывоза порядка 210 млн т грузов по Северному морскому пути (СМП). Приобретение необходимых для этого танкеров и танкеров-газовозов ледового класса на международном рынке маловероятно, поскольку подходящих по критериям судов, владельцами которых были бы компании из дружественных стран, сейчас нет.
Соответствующая оценка приводится в исследовании консалтинговой компании «Яков и партнеры» (ранее McKinsey в России). Аналитики подсчитали, что из 748 танкеров-газовозов, которые находятся в эксплуатации по всему миру, лишь 24 соответствуют необходимым критериям для перевозок по СМП. При этом:
- операторами 22 таких судов уже являются компании из России;
- управляет одним судном – компания из США;
- еще одним судном управляет компания из Норвегии.
Из мирового танкерного флота в количестве 2319 судов только девять способны обеспечить перевозки по СМП. Два из них уже эксплуатируют российские компании, семь арктических танкеров – греческие.
Возможность заказа строительства танкеров на зарубежных верфях также ограничена. Суда нужного ледового класса в основном способны строить предприятия трех стран – Южной Кореи, Китая и Японии. При этом корейские и китайские верфи загружены заказами вплоть до 2028–2029 гг.
Аналитики также указывают, что некоторые зарубежные верфи под давлением санкций могут начать отказываться от заказов из России. Так, южнокорейская верфь DSME в 2022 году расторгла контракт на строительство трех газовозов для проекта «Новатэка» «Арктик СПГ – 2».
Но даже при условии исполнения заказов, например, в Китае, цена на новые суда будет включать в себя так называемую российскую премию за риск, говорится в исследовании.
В условиях отсутствия предложения на рынке и возможности разместить заказы за рубежом, России необходимо сосредоточиться на строительстве судов своими силами. В сложившихся обстоятельствах - это единственный надежный вариант с акцентом на долгосрочную перспективу.
Но для этого российским судостроительным заводам предстоит преодолеть ряд серьезных проблем:
- отсутствие свободных мощностей у крупнотоннажных верфей;
- необходимость импортозамещения судового комплектующего оборудования и основных судовых материалов.
Средне- и малотоннажные верфи в России не способны работать с заказами на большие суда. Крупнотоннажные верфи либо загружены нецелевыми типами судов, либо на них отсутствует крупноблочная сборка. Из существующих в России верфей производством необходимых судов может заняться только ССК «Звезда» на Дальнем Востоке. Поэтому одним из способов решения проблемы является расширение мощностей этой судоверфи.
Авторы обзора отмечают, что исходя из опыта Китая и Кореи, целевое развитие судостроительной отрасли может занять 10–15 лет «при лидирующей роли государства». Ускорить его в России можно за счет расширения господдержки судостроительных компаний для улучшения и развития инфраструктуры, верфей и ускорения процесса строительства судов. Также государство должно поддерживать проекты, направленные на импортозамещение, создание судового комплектующего оборудования и необходимых материалов. В том числе необходимо «кратно увеличить» уровень финансирования и господдержки НИОКР в судостроении.
Премьер-министр Мишустин заявил, что его не во всем устраивает результат борьбы с инфляцией, хотя кабинет министров занимается этой проблемой постоянно. Он отметил, что рост цен продолжает оставаться одним из основных вызовов для кабмина. Мишустин напомнил, что, «в частности, были стабилизированы цены на бензин, дизельное топливо, приняты важные решения об ограничении экспорта нефтепродуктов». Этот запрет позволил предоставить внутренним потребителям больше ресурсов, аграриям – для проведения посевной и уборочной, а также для нужд СВО. Требовалось учитывать потребности миллионов российских автомобилистов, городского общественного транспорта, машин скорой помощи и других служб.
Глава кабинета министров обратил внимание на то, что «работа проведена и по насыщению отечественного рынка продовольствием», что позволило снизить инфляцию до 7,4%. Председатель правительства заявил, что для эффективного решения ключевых задач, поставленных перед кабинетом министров президентом Путиным, использовались уникальные информационные системы координационного центра.
И все же, оперативность принятия правительством решений оставляет желать лучшего. Только в сентябре 2023 года правительство запретило экспорт бензина и дизеля, хотя отечественный рынок моторного топлива лихорадило с начала лета. А в конце уборки многие сельхозпредприятия были готовы покупать дизельное топливо по 100 рублей за литр, но и по такой цене его не было на заправках. Аналогичная медлительность отмечалась и во время стремительного роста цен на куриные яйца. Соответствующие структуры долго не обращали внимание на негативные тенденции в отрасли.
Хорошо, что премьер-министр видит проблемы, но что делать если он не может их решить?
Судя по беззубой реакции российских финансовых властей кому-то явно выгодно чтобы гастарбайтеры вывозили из нашей страны наличную валюту. Иначе сложно объяснить столь выборочный отказ от карт «Мир» в некоторых бывших советских союзных республиках.
Карты «Мир» перестанут функционировать в Киргизии с 5 апреля 2024 года из-за введенных США санкций, сообщает оператор национальной платежной системы Кыргызстана «Элкарт». В связи с прекращением обслуживания карт «Мир» в сети «Элкарт» и карт «Элкарт» в сети «Мир», пользователям с 5 апреля станет недоступно «обслуживание карт в эквайринговых устройствах (безналичная оплата в POS-терминалах и снятие наличных в банкоматах)», переводы с карты на карту и электронная коммерция, включая «интернет-платежи с карты на счета торгово-сервисных предприятий». Вслед за Арменией, Киргизия демонстрирует «дружественные отношения» к России, к стране, которая так же, как и Кыргызстан, входит в Евразийское содружество.
Банк России тщетно ищет варианты использования карт платежной системы «Мир» за рубежом в условиях санкций, изучает возможность расширения банкоматной сети иностранных «дочек» российских банков и использование системы быстрых платежей (СБП) в других странах, заявила в Госдуме первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Правда, надеяться, что чиновники команды Эльвиры Набиуллиной способны решить эту проблему, не приходится. Здесь ведь надо работать, создавать структуры за границей, которые и будут обеспечивать работу российских карт.
Напомним, США 23 февраля ввели санкции против НСПК. В компании заявляли, что санкции не повлияют на работу российской платежной инфраструктуры. При этом решение о приеме карт «Мир» в своей инфраструктуре зарубежные банки принимают самостоятельно, со стороны платежной системы никаких ограничений нет, сообщали в НСПК.
С 30 марта большинство банков Армении на фоне санкционных рисков также перестали принимать карты «Мир». Известно о проблемах и в других странах, в том числе на постсоветском пространстве.
«Несмотря на то, что риск вторичных санкций нашими иностранными контрагентами определен как существенный, мы видим страны, которые с нами ведут работу по расширению инфраструктуры и продолжают трансграничное взаимодействие на эту тему. Несколько стран 100-процентно открыли свои банкоматы и POS-терминалы, я не могу их называть, но они есть, в том числе туристические, куда наши граждане достаточно активно ездят», - сказала Скоробогатова.
В странах, которые из-за угрозы вторичных санкций отказались от приема карт «Мир», работают российские банки. ЦБ якобы как раз с ними и прорабатывают вопрос, чтобы они смогли расширить свою банкоматную сеть и сеть POS-терминалов. При всем штате аналитиков и советников Набиуллиной, об этом нельзя было подумать раньше? Подготовиться к тому, что по указке Вашингтона во всех странах ЕАЭС, за исключением Белоруссии, будут введены антироссийские санкции.
А решение этого вопроса фактически лежит на поверхности. В передаче «Вечерний вечер с Владимиром Соловьевым» неоднократно говорилось о том, что в таких случаях следует разрешать переводы денег из РФ в страны, отказывающиеся работать с картами «Мир», только через карты «Мир». Когда прекратится поток денег из России, который составляет немалую долю ВВП центрально азиатских стран, возможно, они и одумаются.
Выручка разработчика отечественного аналога Microsoft Office «Новые облачные технологии» (НОТ) в 2023 году сократилась на 43,8% в годовом исчислении, до 1,9 млрд рублей, свидетельствует финансовая отчетность компании. В компании наверное рассчитывали, что государство зачистит для них российский рынок и все будут вынуждены покупать не совсем конкурентный программный продукт, однако так не бывает.
Чистый убыток организации составил 5,2 млрд рублей вместо прибыли 386,5 млн рублей, полученной годом ранее. Компания несколько лет была убыточной, но в 2022 году ей удалось получить чистую прибыль. Тогда же выручка НОТ увеличилась на 295%, до 3,3 млрд рублей.
Представитель НОТ отметил несколько факторов, объясняющих негативную динамику финансовых показателей в 2023 году, в частности:
- повлияло общее снижение темпов импортозамещения офисного софта;
- сказалось отсутствие финансирования на закупку софта у многих государственных и окологосударственных организаций;
- кроме того, многие иностранные производители, в частности Microsoft, оставили возможность заказчикам продолжать пользоваться своим софтом и приобретать лицензии.
Многие российские компании воспользовались этой лазейкой и заняли выжидательную позицию. Правда, изменить ситуацию может недавнее уведомление Microsoft о прекращении работы облачных сервисов на территории России. В организации рассчитывают, что в этом году бюджеты на импортозамещение российского офисного программного обеспечения будут выделены. Отмечается положительная динамика по продажам в первом квартале 2024 года лицензий на «МойОфис». Рост составил 126% в годовом исчислении.
В итоге если не довести этот "офис" до нормального состояния все усилия будут напрасными. Война с пиратским софтом проиграна давно, а экономический эффект ок некачественного ПО в российском бизнесе будет сопоставим с вредительством.
Российско-армянский бизнес из-за ограничений по картам "Мир" не пострадает, считает руководитель представительства Российского экспортного центра в Армении Виген Енокян. Он отметил, что участники внешнеэкономической деятельности, как правило, используют другие механизмы и сервисы для международных финансовых операций.
"Отключение карты "Мир" в Армении создаст определенный социальный дискомфорт среди туристов и населения, поскольку это может ограничить доступ граждан к другим международным финансовым операциям и услугам. Однако на участниках внешнеэкономической деятельности, связанной с банковскими платежами в рамках экспортно-импортных операций, отключение карты "Мир" не отразится. Участники ВЭД, как правило, используют другие механизмы и сервисы для международных финансовых операций, такие как корпоративные банковские счета, международные банковские переводы и т. д.", - отметил Енокян в беседе с корреспондентом ТАСС.
Банки Армении, которые являются участниками национальной платежной системы Armenian Card (ArCa), в ночь на 30 марта прекратили обслуживание российских карт "Мир". Информацию об этом корреспонденту ТАСС подтвердили в кол-центре системы.
Как сообщили две недели назад в пресс-службе Национальной системы платежных карт, НСПК получила официальное уведомление от платежной системы Армении о том, что с 30 марта банки - участники ArCa прекращают обслуживание карт "Мир". При этом работать с российскими картами в республике продолжит банк "ВТБ Армения" ("дочка" российского ВТБ), который обслуживает карты "Мир" в своей инфраструктуре в полном объеме. В Армении расположены 53 отделения ВТБ, 22 из которых находятся в Ереване. Клиентам доступно более 190 банкоматов по всей стране.
23 февраля 2024 года Минфин США внес оператора платежной системы "Мир" АО "Национальная система платежных карт" в санкционный список. Как пояснял ранее источник ТАСС, отказ армянских банков работать с картой "Мир" связан с тем, что банки, обслуживающие карты Visa и Mastercard, не хотят попасть под санкции.
Не только в Армении держатели карт "Мир" столкнулись с проблемами. О прекращении операций с картами платежной системы уже сообщили казахстанский Bereke Bank, ранее являвшийся дочерней компанией Сбербанка, и казахстанский банк "Фридом финанс".
О сокращении экспорта рыбы из Приморского края, впервые за последние четыре года, заявил министр сельского хозяйства Приморья Андрей Бронц. По его словам, падение связано с последствиями санкционной политики Запада, из-за которой часть стран отказались от рыбы, выловленной рыбаками Приморья и Сахалина. Министр напомнил, что основной экспортно-ориентированной продукцией региона является рыба и морепродукты, которые занимают 85% в экспорте агропромышленного комплекса Приморья.
При этом он подчеркнул, что Приморский край последовательно наращивает мощности по переработке рыбы. В регионе два завода работают только по производству филе минтая. Сейчас продукция рыбопереработки занимает 15% в экспорте рыбной продукции. За последние годы эта доля растет, хотя не быстро.
В этом направлении фиксируются сложности чисто экономические. В приграничных областях Китая запущены мощности по переработке российского сырья. Это позволяет китайцам закупать сразу большие объемы по хорошей цене, успешно конкурируя с российскими перерабатывающими предприятиями. Одним лишь запретом на экспорт рыбы в Китай – проблему не решишь, поскольку в мире несложно найти замену российскому сырью. Кроме того, это приведет к потере китайского рынка для рыбаков Приморья. По данным Россельхознадзора, добытая в Приморье и Сахалинской области рыба в 2023 году экспортировалась в 20 стран. Основными импортерами традиционно остались Китай, Республика Корея и Япония.