Итак, мы выиграли в лотерею. Ура-ура, все счастливы, покупаем машины, золотые статуи, путешествуем. Правда через год-полтора, как свидетельствуют исследования, ощущение счастья снизится обратно, до «стандартного уровня».
Но что, если в лотерею выиграл кто-то другой? И не просто другой, а наш сосед? Близкий знакомый, коллега по работе?
Роберт Кух провел прекрасное исследование победителей голландской почтовой лотереи. Везунчики, что не удивительно, в основном бросались покупать себе машины и прочие товары длительного использования.
Только машина - вещь ценная. А главное – заметная для окружающих.
И соседи победителей также показывали значимо более высокий, в сравнении со средним, уровень потребления автомобилей в течение полугода после оглашения результатов лотереи.
Я прямо прекрасно понимаю чувства этого соседа-голландца. «Что, Петер выиграл новенькую БМВ? Пора и нам обновить авто – заодно покажем, что мы зарабатываем достаточно и способны купить машину без всякой там лотереи».
Правда есть одно но. На самом деле – нет, не можем.
Как показало исследование Микхеда и Агарвала, проведенное в 2016 году – охваченные завистью люди переоценивают свои финансовые возможности. Выигрыш в лотерею приводит к увеличению заявлений о банкротстве среди ближайших домовладений.
Мы, конечно рады, если наш друг получил феноменально большую премию. Но к этой радости обычно примешивается какое-то грызущее чувство разочарования – ведь если он лучше, значит мы – хуже.
В общем. Зависть – знакомое, родное и теплое чувство. Но лучше следить, чтобы оно не приводило нас к необоснованным тратам.
Мои книги: "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками"