Как обычно перед началом курса много вопросов про эффективность, что очень понятно. Люди вкладывают деньги, время, внимание и хотят понимать, на что могут рассчитывать.
В этом месте я, конечно завидую тем, у кого обучающие курсы по изучению языка или движению. Они имеют возможность сказать: я, как специалист, даю гарантии: если вы будете отвественно заниматься, результат будет таким и таким (понятно, что с вариациями).
На другом полюсе - инфоцыганщина с обещаниями миллионов и тотального счастья в результате мечтаний и ритуалов, но это совсем безобразие.
С курсами и лекциями по психологии, особенно семейной, все сложно. Толку от советов "скажите ребенку то-то, запретите это, обнимите 4 раза, поставьте в угол на 15 минут, объясните, что надо учиться, установите границы" - ну, сами понимаете.
Во-первых, конкретные рекомендации кому-то бы помогли, кому-то оказались бесполезны, а кому-то вредны. Даже такая хорошая штука, как объятия, может быть некстати, например, некоторым детям с РАС - а есть ли у ребенка спектр, может даже родитель не знать, не то что я.
Или "не делать с ребенком уроки" - часто хорошо и правильно, а бывает, что совсем наоборот. И "обязательно делать" или "делать в начальной школе" тоже негодный совет. Потому что одному надо материал объяснить, другому процесс организовать, третьему помочь преодолеть "не хочу" (которое тоже может быть очень разным по сути своей), а четвертого отвести к врачу и пройти обследование.
Как узнать, какой случай ваш? Думать. Наблюдать. Понимать, как устроено. Строить гипотезы и проверять их. Пробовать и анализировать.
Никто за родителей это сделать не может. Задача специалиста - помочь в этом процессе, сделать его эффективным. С помощью вопросов, заданий, теории, примеров. Специалист, который даёт конкретные рекомендации, минуя всю эту работу - непрофессионален.
И наоборот, если эта работа хорошо проделана, в 9 случаях из 10 родитель уже и сам примерно понимает, что делать, и у него получается.
Поэтому я строю курсы не как набор предписаний, а как процесс помощи вам в понимании, наблюдении, анализе. И нигде не обещаю алгоритмов : делай раз, делай два, будет послушный и успешный ребенок.
Во-вторых, рекомендации мало получить - их надо как-то выполнить. От того, что вам кто скажет "станьте увереннее, дети должны вас уважать", "будьте терпеливы, не надо орать на ребенка" - ничего не изменится (но вы станете более несчастны из-за вины и стыда).
Тут можно вспомнить анекдот про "мыши, станьте ежиками". Кто уже умеет быть уверенным и терпеливым, у того и так все ОК. Если вы не можете - значит это как-то внутри вас устроено. Чтобы изменить, надо понять как, надо попробовать иначе, надо под правильным углом войти в изменение своей стратегии поведения. А это значит - опять - думать, наблюдать, понимать, как устроено, пробовать, анализировать.
Я могу в этом помочь - вопросами, заданиями, теорией, поддержкой, верным тоном, каким я говорю с вами, чтобы вы могли так же говорить с собой. Потому что "соберись, тряпка" или "как тебе не стыдно" не работает.
На прошлом курсе был один отзыв, который мне запомнился. Я обычно не использую отзывы для продаж, не считаю это этичным (уточню: это ограничение для психологических курсов, в остальных случаях нет проблем). Но именно в этом, мне кажется, человек очень точно уловил и выразил суть процесса
Привожу с разрешения автора без имен
"Это мой четвертый и, как я понимаю, последний блок. Начала я весной 2023 года и с тех пор под разными углами рассматривала нежелательное поведение ребенка. И вот теперь, когда снова пришла возможность рассмотреть конфликт с ребенком под новым углом, я с удивлением обнаружила, что в последнее время таких ситуаций все меньше. Должна признать, что вспышки его продолжаются, но при этом мое видение ситуации изменилось , изменилось мое поведение и, как показала практика и поведение ребенка. Это произошло незаметно, но разница в качестве времени проведенном вместе, очень значительная.