Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении игры!
Кажется, все основное назвали
Игра - это действие в условной реальности, "понарошку".
Поэтому в ней не может быть высокой цены ошибки - в отличие от неигровой деятельности.
Когда ставки слишком высоки - игра перестает быть игрой. Дети могут часами делать что-то с азартом и самоотдачей, но если эти же занятия становятся заработком или вложением родительских амбиций - это уже не игра
Поэтому в игре процесс важнее результата - спустя годы мы можем помнить весёлый вечер с друзьями, проведенный в играх, но, конечно, вряд ли вспомним, кто сколько очков набрал - это неважно.
Поэтому в ней всегда есть вход и выход, пусть очень короткий, иногда это просто взгляд или слова "а давай как будто" - мы не можем всегда находиться в игровой реальности
Поэтому в игре можно то, чего нельзя в обычной жизни, она даёт возможность опробовать роли, модели поведения, способы действий, которые в обычной жизни могут никогда не стать актуальны. Например, бегать по комнате с завязанными глазами - кому придет в голову, если это не жмурки? А в игре попробовал - и получил важнейший опыт иного сенсорного восприятия
Наконец, самое важное для нас. Игра - это ЕСТЕСТВЕННЫЙ способ обучения. Это не развлекательная "нахлобучка" на серьезные занятия, не "модное веяние", не замена "нормальному учебному процессу". Это базовый, от природы заложенный способ осваивать навыки и умения.
Обратите внимание: не привычное нам образование - база, а игра - необязательное украшение. Наоборот.
Другой вопрос, что сам по себе, о природы, он и позволит освоить то, что нужно в природе: бегать, прыгать, попадать в цель, создавать ритм, подражать другим, согласовывать действия в группе.
В сегодняшнем мире нам недостаточно этих умений, поэтому базовую игру нужно дополнять, расширять, усложнять. Чтобы дети читали, считали, выражали свои мысли и критически оценивали чужие, осваивали сложные социальные взаимодействия и сложные правила жизни в обществе. Задачи обучения изменились - но базовый способ остаётся тем же.
Это как обувь и стопа. Стопа и способность ходить нам даны от природы. Но сегодня мы пользуемся обувью и ходим по искусственным поверхностям. Мы не мыслим своей жизни без обуви, асфальта и удобных лестниц. Однако стопа не перестает быть базой. Если наша обувь ее корежит и ранит, нам будет плохо. Мы не будем получать удовольствие от ходьбы и будем её избегать. И искать способы "мотивировать" себя угрозами и посулами
Хотя в норме ходьба должна быть в радость - и этого достаточно
Мне кажется, это важная задача - вспомнить, что игра - это базовый способ обучения. Сразу столько всего иначе видится...