Очередное обращение Николы Пашиняна к народу, наиболее концептуальное за последние два года.
В принципе, если абстрагироваться от антироссийского поворота, ему надо отдать должное, центральная задача его правления после поражения в войне - сформировать новое национальное сознание, в котором конституционные границы и являются основой независимости, основой "армянского пути".
Он делает попытку отказаться от "воображаемой Армении мифов" в пользу реальной, существующей сейчас.
Но опять же, он делает это на противопоставлении с советским проектом. В какой-то мере вымышленном противопоставлении:
"..Таким образом, мы снова оказываемся в советской армянской модели патриотизма. Именно эта модель отделила понятие родины от понятия государства, решив практическую задачу, которая заключалась в том, чтобы армянский народ не рассматривал Армянскую ССР в качестве пусть и не полноценной, но родины и государства, потому что следующий шаг, рассмотрение этого государства в качестве родины, стал бы шагом к углублению сознания независимости".
Перед этим тезисом, он постулирует, что именно советское руководство, видимо речь о партийном и КГБ, стимулировало национальное сознание армян на поиски своей идентичности за пределы советских границ, что привело к расширению в обществе мифа о "воссоединении с исторической Арменией".
Вот тут возникает интересный момент. Проблема в том, что современное российское армяноведение вообще не отвечает на эти вопросы в положительном ключе, в том смысле как адаптировать подобные политические выводы к текущим отношениям.
Понятно, что это вопрос дискуссионный, нужно отделить зерна от плевел необходимой внутренней пропаганды. Но если в 2000-е и в 2010-е годы, эти взгляды и подходы в армянской среде выглядели или воспринимались российским армяноведением как маргинальные поиски отдельных армянских публицистов, то теперь, это политическая реальность, и с этим нужно что-то делать, не навешивая враждебные ярлыки. И даже в случае, если бы у Армении в настоящий момент были бы вполне сбалансированные отношения с Россией, то с этим подходом нужно было бы как-то работать.
Собственно это касается не только российского армяноведения, но и прикладного политического изучения всех остальных регионов постсоветского пространства: а именно, какой нарратив транслировать в общее информационное пространство в случае неизбежного прихода к власти национальных лидеров новой волны. Необходимого набора "аварийных протоколов" до сих пор не наблюдается.
https://www.primeminister.am/ru/statements-and-messages/item/2024/05/24/Nikol-Pashinyan-message/