Топ посты

Антон Долин

Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Видео и фильмы
Кинокритик. Да, это я.
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Видео и фильмы
Статистика
ГАЗЕТА СИРАНО, ВЫПУСК 74. Новые Соррентино, Лантимос, Серебренников, Кроненберг, Абасси, Цзя Чжанке... Канны объявили программу. Мир катится, куда и раньше, но пока не докатился до самого-самого дна, новое кино появляется на свет. Наконец, Коппола (только что старику стукнуло 85, и мы с детьми по такому случаю посмотрели на большом экране двух «Крестных отцов» – какое же диво дивное!). Пока его новый фильм не разочаровал, можно спокойно помечтать о нем. Сам же я жду больше всего, пожалуй, автобиографическое киноэссе Леоса Каракса «Это не я» и документальное «Вторжение» Сергея Лозницы, понятно о чем. Краткий обзор программы Канн-2024 здесь: https://meduza.io/feature/2024/04/11/kanny-ob-yavili-programmu-2024-goda-na-festivale-pokazhut-film-koppoly-nad-kotorym-on-rabotal-30-let-i-biografiyu-limonova-ot-serebrennikova Меж тем, мы в «Радио Долин» сделали специальный выпуск об одних из лучших ever обладателей пакета каннских наград – от трех призов за режиссуру до Гран-При и «Золотой пальмовой ветви»: братьях Коэнах. Да живут они вечно и да воссоединятся уже наконец, сколько можно. https://www.youtube.com/watch?v=zuK1-4IU-iw Другие новости кино. В Латвии вышло и идет душераздирающее, весьма искусно сделанное «Молчание Марии» Дависа Симаниса о расстреле во время сталинского Большого террора всей труппы латышского театра «Скатуве» в Москве. https://meduza.io/feature/2024/04/07/3-fevralya-1938-goda-pod-moskvoy-rasstrelyali-vsyu-truppu-latyshskogo-teatra-skatuve А по всему миру радует публику «Манкимэн», бодрый режиссерский дебют Дэва Пателя, где миф о Ханумане встречается с эстетикой не столько «Джона Уика», сколько боевиков видеосалонного типа. Радость для глаз, пусть и не для мозгов. https://meduza.io/feature/2024/04/08/mankimen-izobretatelnyy-film-ob-uchastnike-boev-bez-pravil-v-maske-obezyany-on-dolzhen-proigryvat-v-dogovornyh-matchah-no-mechtaet-otomstit Я уже в Любляне (лекция сегодня, 11 апреля), впереди Варшава (12 апреля) и Хельсинки (13 апреля). https://somewhere.show/anton-dolin-ljubljanaru https://somewhere.show/anton-dolin-warsawru https://somewhere.show/anton-dolin-finlandru Билетов на лекцию в Риге 16 апреля не осталось. Но вернусь из Канн, и будет новая встреча 28 мая, так что запасайтесь заранее. https://digitalarthouse.eu/specials_en/tpost/30ib21zp71-anton-dolin-the-cannes-festival-and-the А еще в мае – Тбилиси, Батуми, Ереван. https://tkt.ge/en/event/407015/anton-dolin-in-tbilisi https://tkt.ge/en/event/407030/anton-dolin-in-batumi https://fienta.com/anton-dolin-skazki?ref=lektor https://fienta.com/anton-dolin-kino?ref=lektor Пока что же в Риге продолжает выступать Акрам Хан с «Книгой джунглей» (на мой вкус, слишком много ненужного закадрового текста и ленивой пантомимы, но зачетные мультимедиа и – разумеется – упоительная хореография), если успеете сегодня-завтра – скорее всего, не пожалеете. Иллюстрации сегодня из музея, который когда-то потряс меня в Барселоне четверть века назад. Вернулся туда целую жизнь спустя… А он стал еще лучше! Речь о музее Национального искусства Каталонии и его невероятной коллекции романского искусства – особенно фресок, перенесенных из церквушек в горных районах. Крышу сносит конкретно. Любуйтесь на здоровье. Утешит, насмешит, растрогает. На все времена.
P.S. Сам не знаю, зачем – из чистой добросовестности? – напоследок даю ссылку на сравнительный анализ двух новых «Годзилл». Японскую искренне рекомендую. https://meduza.io/feature/2024/04/03/v-kino-sezon-godzill-amerikanskaya-versiya-v-pervye-vyhodnye-sobrala-kassu-bolshe-chem-u-dyuny-2-yaponskaya-poluchila-oskar-za-vizualnye-effekty
По традиции добавлю для интересующихся культурных впечатлений, связанных с Испанией, но не требующих поездки туда. Во-первых, наконец прочитал Хавьера Мариаса, главного из современных испанских писателей, умершего пару лет назад от ковида. «Белое сердце» и «В час битвы вспомни обо мне» (эти прочитал по-русски, отличный перевод Надежды Мечтаевой, и взялся за «Дела твои, любовь» по-французски) – безупречная проза, психологические многослойные нуары на густом бульоне из Шекспира; Орсона Уэллса, чьи «Полуночные колокола» там не раз цитируются, тоже вспоминал, обожаю этот фильм. Начиная с ситуации загадочной смерти, как в детективе, Мариас идет в неожиданную сторону, дурит читателю голову бесконечными отступлениями (он переводчик Стерна на испанский, явно не случайно) и в итоге превращает текст в поэтический набор смысловых рифм, самоценная красота которых превосходит любую возможную игру сюжета, как бы уже и не важного. Блеск. Во-вторых, преодолел страх и предрассудки, внимательно послушал все три альбома певицы Розалии, кредит доверия к которой для меня открыл Альмодовар (она появлялась в его «Боли и славе»). Природный талант и очень особенная – видимо, специфически испанская – музыкальность, замечательно. Хочу теперь на концерт. В-третьих, напишу про Виктора Эрисе, самого значительного (после смерти Карлоса Сауры) из испанских режиссеров-классиков. Знаю о нем давным-давно, но по-настоящему погрузился в его замечательные фильмы, благо их до недавнего времени было всего три, год назад. «Дух улья» (1973) – одна из лучших картин, когда-либо снятых в Испании, любимый фильм Гильермо дель Торо, вдохновленный «Франкенштейном», показывает трагедию Гражданской войны и тоталитарного общества глазами ребенка. «Юг» (1983), одна из любимых картин Альмодовара, строится на схожем материале – девочка, ее родители, у каждого своя тайна, скорая поездка на загадочный юг, – но плетет нарративную ткань еще более изысканно и сложно. Наконец, «Солнце айвы» (1992) – редкой красоты наблюдение на тему природы и вещества искусства. На протяжении всего фильма художник выращивает айвовое дерево и пытается его нарисовать, но никак не может. Такой же перфекционизм привел Эрисе к тридцатилетней (!) паузе между третьим и четвертым, последним на сегодняшний день фильмом, вышедшим в прошлом году. Из-за сложностей в переговорном процессе с кураторами Каннского фестиваля «Закрой глаза» был показан в не самой престижной внеконкурсной программе, остался без наград и должного внимания. А позже победить хотя бы в состязании за национальную кинопремию «Гойя» ему помешала эффектное, но поверхностное «Общество снега» Х.А. Байоны. Обидно донельзя. Поскольку «Закрой глаза» – упоительное кино. Начинается как авантюрный роман: на дворе 1947-й, старый богатый еврей-сефард вызывает частного сыщика, чтобы тот отправился в Шанхай и привез оттуда его пропавшую без вести дочь. Но когда герой отправляется в путь, выясняется, что первая сцена – «фильм в фильме», точнее, фрагмент недоснятой картины, главный актер которой пропал без вести 22 года назад. Его поискам и посвящена интрига, в центре которой – режиссер неоконченной ленты и близкий друг исчезнувшего, ныне переводчик (как герои романов Мариаса) и рыбак, забросивший кино. В конечном счете, «Закрой глаза» – о памяти, персональной и культурной, и о магической силе экранного образа, способной творить чудеса, хоть, как говорит один из самых симпатичных персонажей, «после смерти Дрейера чудеса в кино закончились». Посмотрите, как только получится. В США премьера еще впереди. Во Франции «Закрой глаза» уже прошел в прокате (увы, незаметно) и вышел на местном YouTube с французскими же субтитрами. В общем, ловите и не пропустите. Иллюстрации – беспорядочная россыпь испанских впечатлений. О самом сильном из них решил все-таки написать и его вам показать еще через неделю, в следующем выпуске.
Показано 10 последних публикаций
45 544
ПОДПИСЧИКОВ
Популярно в канале
В канале нет постов