Политический базар
В связи с новым "суперуказом" встречаем тезисы о том, что какой-то он обтекаемый, нечетко сформулирован и т.д.
В ту же сферу, кстати говоря, можно отнести и критику представительной демократии в целом - мол, выбирают не компетентных, а тех, кто лучше себя рекламирует, кто выступает за все хорошее и против всего плохого. Это в лучшем случае.
Однако если порассуждать о сути представительного правления как идеального типа (то есть не реальной демократии в какой-то стране, а о демократии как аналитической категории), можно сказать, что она стоит на твердом "рыночном" фундаменте. Основа демократии - это рынок, где продают и покупают.
Если избирают какое-либо должностное лицо, ему абсолютно не нужно быть ученым-энциклопедистом и разбираться во всех сферах. Это невозможно. Мэр не может знать все тонкости устройства города.
Однако он может и должен собрать команду людей, каждый из которых разбирается в своей сфере.
И затем привлекать инвестиции под свой "проект".
Ведь выборы - это по сути определение того проекта, в который захотят вложить свои политические деньги большинство граждан. Отсюда и политическая реклама, и шоу и т.д. Это нормально, ведь никто не возмущается, когда рекламируют товары на рынке?
А вот когда политика выбрали, он свои рекламные лозунги должен воплотить в жизнь. И для этого ему и требуется команда специалистов, которые сформулируют уже четкие инструкции для чиновников, а они - еще более четкие для своих подчиненных. Все как и на производстве товаров. От рекламы до сборочного конвейера можно проследить цикл производства продукта, так и от предвыборных лозунгов до покраски заборов можно проследить такой же цикл принятия и исполнения политических решений.
Затем, когда срок полномочий подходит к концу, нужно обращаться за новым "кредитом доверия", и тут уже избиратели должны решить, соответствует ли полученный продукт заявленным качествам, или нужно поддержать другой стартап.
Так работает демократия в теории, где все рациональны и соблюдают правила. Однако на каждом из этапов граждан подстерегает опасность быть обманутыми своим "прорабом". И, как и при строительстве дома, нужно очень пристально следить за тем, что же строители в действительности делают.
Поэтому, господа, яркие лозунги и размытые формулировки в указах - это еще ни о чем не говорит. Дело несколько в другом.
Дело в том, что каждый этап исполнения этих лозунгов и формулировок должен быть публичным. Чтобы можно было посмотреть, а какие конкретно меры принимаются по каждому направлению, и так до мелочей.
Когда-то говорили об открытом правительстве, ну вот это оно и есть, только, естественно, куда более открытое и прозрачное.
Иначе будет либо тирания экспертов, либо монархия.
Подписаться на Заметки на полях