🛩📈 Цены на пассажирские авиаперевозки в России продолжат рост. К такому выводу пришли аналитики АКРА после обстоятельного анализа происходящего в отрасли.
Так, по итогам 2023 года выручка российских авиакомпаний увеличилась на 31% до 1,37 трлн рублей. В номинальном выражении это максимум за все время, в реальном (с поправкой на инфляцию) - это уровень 2014-2015 годов. Объяснение здесь довольно простое.
🔘 Первое. В России идет интенсивное развитие внутреннего туризма. Даже несмотря на уже двухлетнее закрытие аэропортов на юге страны, спрос на внутренние перевозки находится на максимуме. Самолетов, чтобы удовлетворить весь спрос, не хватает. Плюс выросла дальность перелета - с 1,85 до 2,2 тыс километров (как за счет внутренних рейсов, так и за счет международных, которые поменяли Европу на Азию). Чем больше расстояние - тем выше стоимость билета.
🔘 Второе. Выросла стоимость обслуживания самолетов, начиная от закупки топлива, заканчивая комплектующими, которые теперь приходится завозить через третьи страны. Здесь, думаю, все понятно, дополнительно пояснять нет необходимости.
Показатель RASK (выручка авиакомпании на один кресло-километр) в 2023 году вырос в среднем на 16% при официальной инфляции в 7,5%. Впрочем, есть и один относительно благоприятный момент. Так, за 10 лет (2013-2023) RASK в среднем рос на 6% при среднем уровне официальной инфляции в 7%. То есть, в реальном выражении, если верить Росстату, произошло даже небольшое снижение цен на билеты. Однако граждане резкие скачки всегда воспринимают с негативом. Даже если до этого долгое время цены были стабильными.
В 2024 году данная тенденция, судя по всему, продолжится. Спрос на перевозки никуда не денется, а, скорее всего, усилится ещё больше. Логично, что при значительном превышении спроса над предложением авиакомпании будут поднимать цены. И здесь им что-то предъявить будет сложно - у нас ведь рыночная экономика, а поставки отечественных самолетов пока что откладываются. Подробнее ситуацию я разбирал здесь.
Государственное регулирование цен здесь будет бесполезным и не сыграет особой роли. Вчера один мой товарищ и коллега прилетел из Калининграда. Стоимость билета до Москвы (в один конец) составила 20 тысяч рублей, что, естественно, является неадекватным уровнем. Причем билет покупался за 1,5 недели до вылета. Представим, что государство решило жестко зарегулировать данный вопрос, и билет теперь стоит 10 тысяч. Но тогда и спрос на него будет в несколько раз бОльшим и для граждан начнется самая настоящая лотерея. Количество недовольных только увеличится.
В общем, решить таким образом проблему все равно не удастся. Единственный вариант - начало серийных поставок отечественных самолетов, что позволит увеличить предложение. Но до этого ещё далеко.
А вот что государство обязано сделать - так это значительно увеличить субсидирование стоимости авиабилетов для некоторых категорий граждан. Например, для многодетных семей, для тех, кто едет на лечение, для жителей таких регионов, как тот же Калининград, Дальний Восток и т.д.
Впрочем, во многих проблемных вопросах можно найти и положительную сторону. Если у нас сохраняется огромный спрос на пассажирские авиаперевозки даже при таких ценах - это означает, что деньги у граждан и компаний (оплата командировок) есть и они готовы их тратить не только на вынужденные перелеты, но и, скажем, на туристические цели или же на поездки для своих сотрудников, которые могут быть совсем не обязательными.