Важным фактором способности Украины продолжать свое существование является поддержание транспортно-логистических путей в рабочем состоянии и снижение издержек при транспортировке грузов как военного, так и гражданского назначения.
После начала СВО транспортно-логистическая инфраструктура, включая ключевые порты, дороги и зернохранилища, понесла большие потери. Судоходство в Черном море для торговли агропродукцией частично восстановилось, но остается уязвимым. Поиск альтернативных маршрутов для поставок зерна железнодорожным и автомобильным транспортом через западные границы Украины привел к конфликтам в отношениях с соседними странами, дополнительным временным и транспортным затратам. Кроме того, из-за возможного ущерба страхование транспортных средств и деловых операций стало дорогим или отсутствует. Дополняет проблемы нехватка кадров в транспортной отрасли из-за эмиграции и мобилизации.
Ранее на 5 крупнейших портов, Южный, Николаев, Черноморск, Одесса и Мариуполь, приходилось более 90% грузооборота, в том числе 98 % экспорта зерна. Важнейшую роль играл Николаевский морской порт, в который вложили крупные инвестиции такие компании, как американская Bunge, украинская «Нибулон» и китайская COFCO. Сейчас Украина полностью потеряла контроль над портом Мариуполь. Николаевский порт не работает, а Черноморск, Южный и Одесса работают частично.
В мае 2022 года Еврокомиссия запустила план «Пути солидарности», включающий поддержку транспортировки украинских грузов по железнодорожным, автомобильным и внутренним водным путям, выделив 2 млрд евро. По данным Европейского совета, на июль 2023 года почти 33 млн тонн зерна и других продуктов было экспортировано в рамках «Черноморской зерновой инициативы», что составляет примерно половину того, что было экспортировано до СВО. Кроме того, эта инициатива помогла Украине экспортировать более 36 млн тонн несельскохозяйственных товаров, таких как железо, сталь, руда и древесина.
В августе 2023 года Украина запустила собственный морской коридор. Суда сейчас следуют вдоль западного побережья Черного моря через территориальные воды Румынии и Болгарии. По состоянию на декабрь 2023 года экспортировано около 7 млн тонн грузов, 5 млн из которых составляли сельхозпродукцию.
До СВО на неморские виды транспорта приходилось более 40% торгового оборота Украины, а на морские порты — около 60%. На протяжении большей части 2023 года картина менялась: на железнодорожный и автомобильный транспорт приходилось около трех четвертей общего объема торговли Украины, а на морские порты приходилось около одной четверти. Ситуация кардинально изменилась после того, как Украина вновь открыла свои порты в четвертом квартале 2023 года. По оценкам экспертов, сегодня баланс между портовым и неморским товарооборотом составляет примерно 50 на 50.
Дорожная сеть Украины, с советских времен составляющая 170 тыс. км, находится в основном в неудовлетворительном состоянии. Тем не менее. Кроме того, возникли фундаментальные проблемы с соседними странами, ограничивающими транзит и экспорт украинской продукции, что принесло украинским компаниям убыток в 400 млн евро. Европейская бизнес-ассоциация оценивает общие потери намного ниже – около 8,5 млн долларов.
До СВО на железнодорожную систему Украины приходилось до 75% общего грузооборота. После начала СВО было потеряно почти 6300 километров путей, однако повышение тарифов на перевозки на 70% в июне 2022 года позволило «Укрзализныце» добиться прибыли в 2023 году в 190 млн долларов по сравнению с убытком в 2022 году в 290 млн долларов.