С IT-кадрами все не все так просто, как минимум потому, что до сих пор непонятно, какова же будет конфигурация сферы информационных технологий в России в ближайшее время, и тут я, кстати, воздержался бы от предсказаний о курсе на полный изоляционизм. Напротив, возникает ощущение, что есть негласное понимание или даже уговор о том, какие сферы в стране сделать полностью суверенными, а какие оставить “в зоне параллельного импорта”. К первым, разумеется, относятся технологические решения в военном и финансовом секторах, что вполне логично. Но нелогичным мне кажется другое. В свете непрекращающихся разговоров о потенциальной возможности отрезать доступ россиян к иностранному ПО, обеспечивающему функционирование ПК и смартфонов, довольно странно видеть, что за два года максимальной санкционной блокады так и не был поставлен ребром вопрос о создании надежной и, главное, конкурентной альтернативной операционной системы. Меж тем, это не менее важно, чем было в свое время создание альтернативы системе SWIFT, потому что без операционки ноутбуки и смартфоны моментально превращаются в никому не нужные железки, а технологичные банковские приложения и суперсовременный портал Госуслуг оказываются вне зоны досягаемости граждан. Безусловно, если ставить вопрос принципиально, то российское ПО, конечно, есть, много разных вариантов на базе открытой архитектуры Linux, хваленая Аврора и ряд других, но надо признать, что это далеко не масс-маркет и точно не user-friendly, на который в мгновение ока будут способны “пересесть” все - от детсадовцев до пенсионеров. При решении этого вопроса требуются в большей степени административные решения, нежели технологические: я уверен, что как раз в последних недостатка нет. Но есть явный недостаток первых, связанный с отсутствием общей стратегии. Что-то вроде “IT-доктрины России до 2040 года”.
Пока же в этой сфере у нас полный разброд и шатание. Непонятно, к примеру, как бизнес-интересы в этой области будут увязываться с основами национальной безопасности, уйдет ли IT-сектор “под государство” полностью или же останется пространство для маневра частной инициативы. С одной стороны пример “Яндекса” наглядно показал, что бывает, когда стратегически важная отрасль оказывается предоставлена самой себе, с другой, опыт СССР не хуже показывает, что бывает, когда развитием технологий занимается только государство. Да, в краткосрочном периоде “шарашки” показали свою эффективность, но в долгосрочном всерьез отбросили страну назад, потому что развитию сети Интернет, к примеру, в свое время не было уделено должного внимания, что привело затем к необходимости нагонять тех, кто успел уйти вперед. Да и “КБ закрытого типа” вряд ли привлекут IT-специалистов даже с учетом всех возможностей доступной ипотеки.
Словом, для того, чтобы начать двигаться вперед, надо хотя бы в общих чертах наметить маршрут и определиться со средствами передвижения. Тогда и понятно станет - кто с нами, а кто нет, кого больше - уехавших или оставшихся - и что вообще со всем этим делать.
Ваш Юрий Долгорукий