Топ посты
Издание "Астра" объявило о приостановке работы в силу нехватки денег. Надо сказать, что "Астра" была одним из лучших послевоенных СМИ, выдерживала адекватную линию. Писали о военных преступлениях, но сочувствовали мобилизованным. Писали как про Украину, так и про Россию. И вот он результат. На самом деле довольно закономерный. У российских оппозиционных медиа сейчас три пути: иностранные гранты, отечественные беглые олигархи (точнее, один единственный на всех), краудфандинг. За гранты можно заниматься как плохой, так и хорошей деятельностью. Но прежде всего гранты получают те, кто умеет получать гранты. А вот краудфандинг, на которые многие возлагают надежды, на самом деле не самая хорошая вещь для СМИ. Вы можете быть умеренным и адекватным, тогда вас будут читать все понемногу, но никто не будет всерьез вкладываться. Краудфандинг устроен так, что подталкивает к тому, чтобы занимать крайние, радикальные позиции - тогда ваша аудитория будет немногочисленной, зато очень вовлеченной и лояльной, готовой башлять. Все дело в том, что толпа, не будучи оформленной структуры и институты, мыслит на уровне лобстера, мгновенно делится на фракции, идет на поводу у сиюминутных эмоций. Умеренность и объективность - плохо продается в толпе. Хорошо продается - "сожги ведьму". Поэтому на краудфандинге живут мелкие шизы всех видов и расцветок, и обличают друг дружку 24/7. Об этом у меня есть очень старое видео. Это можно сравнить вот с чем. В экономике есть два типа рынков (классификация от М. Олсона). Первые - самообеспечивающиеся. Они естественны и есть всюду. Поезжайте в любую, самую отсталую страну мира - и там будут бесконечные ряды уличных торговцев, готовых вам впарить все что угодно, лишь бы оплатили сразу. Но как только общество становится мало-мальски развитым, в нем появляется возможность планировать наперед. Появляется рынок второго типа - социально сконструированный. Уличная торговля местами остается, но во многом вытесняется гигантами - торговыми сетями, мегамаркетами. Они уже не могут впаривать все подряд т.к. связаны правилами обмена, возврата, гарантии и т.д. Медиарынки устроены схожим образом. Крупные институциональные игроки (такие, как большие политические партии, корпорации и т.д.) имеют собственные интересы, но в силу самой своей сущности вынуждены обращаться к широкой аудитории (политикам нужно много голосов, бизнесу - много покупок). Поэтому они спонсируют умеренные СМИ (а те умеренные именно потому, что вынуждены обращаться сразу к десяткам разных социальных групп). Если институциональных игроков нет, то тут же естественным образом расцветают бесконечные ряды палаток, где торговцы с немытыми лапами жадно впаривают вам просроченное барахло. Это и есть "краудфандинг". Мелкая торговля тоже нужна - порою наткнешься на чудесный маленький магазинчик. И краудфандинг нужен - порою попадаются отличные проекты. Но малый формат хорош для особых потребностей - например, магазинчик антикварных сувениров. Если вам приходится покупать крупу с рук, а не в супермаркете - с вашей экономикой что-то не так. И здесь так же: новости на краудфандинге - это как крупа с рук. Отсутствие у российской неофициозной медийки крупных спонсоров и вынужденная жизнь на подножном корме - это беда. P.S. Не забудьте подписаться на мой Бусти/Патреон: https://boosty.to/whalesplaining https://www.patreon.com/whalesplaining
Первый гонзо-интеллектуальный канал Телеграма. Видосы тут - https://www.youtube.com/@Whalesplaining Поддержать канал тут: https://boosty.to/whalesplaining https://www.patreon.com/whalesplaining Книга жалоб и предложений: @Pojarsky