Поем в живот.
Вы наверное часто слышали такое высказывание или просьбу педагога? Любители "современных методик", сразу делают мем, аля "рука лицо", испытывают чувство "испанского стыда" и далее по списку.
Но действительно ли, нужно так жюрить и осуждать педагога, который использует образное мышление в своей практике?
Ответа тут два. Если педагог прекрасно разбирается в анатомии, физиологии и психосоматике, знает четкую установку, которая кроется за этим собирательным образом, то нет.
Если педагог не понимает, что кроется за этим обобщающим термином, то да.
Что может скрываться за обобщающим термином #пойвживот .
1) фаза вдоха, в данном случае нижнеребернодиафрагмального дыхания увеличивается (к примеру для пения длинной фразы, пиковой ноты, можно использовать для увеличения интенсивности голоса, то есть увеличения амплитуды колебаний голосовых складок)
2) приведение в тонус диафрагмы и других мышц вдыхателей и выдыхателей, в том числе прямой, абдоминальной мышцы живота, которая кстати не делится на верх и низ, располагаясь от грудной клетки до лобковой кости (одна из самых больших мышц в теле человека).
3) усиление корпуса, как перед прыжком или взятием большого веса, для увеличения подскладочного давления и как следствия интенсивности звука. Стабилизация корпуса при сложной мезансцене.
4) психологическая установка, которая нацелена на устойчивую вокальную позицию, зачастую перед пиковой нотой. Сюда же можно отнести и удержание всей вокальной позиции (удержание гортани, тонус работы дыхательной системы итд).
5) активизация всех систем особенно нервной, то есть координация внимания и как следствие, правильно настроенная нейромышечная связь.
6) изменения форм резонаторов, для окраски звука тембра под конкретную задача
7) ну и банально переключение внимания, с высокой тесситуры и позиции, на более низкую.
8) хорошее ощущение вдоха опускает гортань, этот прием (ощущения) можно использовать для контроля её положения, не прибегая к опусканию корня языка.
Сама идея и концепция педагогической практики в том, чтобы максимально быстро и четко сформулировать задачу в мозге ученика.
Не будем здесь останавливаться на том, что гортань это источник звука, а в животе нет ничего и резонировать там ничего не может.
Представьте, что мы поем со скоростью 14-16 звуков в секунду, меняя звуковысотность, подкладывая второй план произведения, создавая образ в реальном времени.
Нужно ли говорить ученику, про 100500 мышц вдыхателей в этот момент?
Нужно говорить, обязательно, нужно, но не во время вокализации.
А объяснять эти вещи в паузах между пением.
Две стороны одной медали, когда ты знаешь очень много, а формулируешь и доносишь информацию кратко и по делу.
В спорте уже доказали эффективность визуализации и повышенной проводимости нервных импульсов. Настройка спортсмена перед важным моментом архи важна!
Поэтому прежде чем кого-либо осуждать, спросите его о том, что он имеет ввиду. Договаривайтесь на берегу и все у вас будет просто замечательно!
К примеру Ольга Анатольевна всегда использовала образную психологию в своей практике и какой результат, на пике своей педагогической карьеры, за год перед смертью, на ТВ проектах (только за 1 год) поучаствовало около 15 учеников, некоторые из них дошли до финала. А сейчас многие ее ученики работают в лучших Вузах страны и вокальных студиях, продолжая ее дело. Это пример правильной образной психологии в действии. Да чего тут скрывать, западные методики тоже используют образное мышление и EVT, и SLS, и СVT, и Джастин Стоуни. Без образного мышления никуда.