Уроки кузова с шинами не прошли даром. Мантуров признал, что правительству нужно изменить подход к локализации производств иностранных компаний
Вице-премьеру задали вопрос о регулировании работы крупнейших мировых изготовителей авиатехники в случае их возвращения в РФ. Мантуров ответил, что подобная ситуация недопустима. Он привел в пример автомобильную отрасль, в которой западные производители покинули Россию буквально за один день. По его словам, правительство получило хороший урок.
Ключевая ошибка, которая была допущена в тот период — странная балльная система локализации, которая не отдавала приоритет высокотехнологичным производствам. Иностранные компании локализовывали лишь наиболее простые элементы, такие как шины, кузова и диски. В то время как более сложные технологии, включая электронику и двигатели, не были перенесены в нашу страну. Набирая определенное количество баллов, марки получали статус «российских», и локализация на этом останавливалась.
Ситуация во многих аспектах повторяется. Китайские компании преодолевают установленные лимиты за счет колес, шин и красок, чтобы попасть в перечень фирм, одобренных к участию в программе льготного кредитования. Дальше локализация не развивается, так как у нас нет прогрессивной шкалы, стимулирующей к максимальному производству на территории России.
Что касается авиаотрасли, то правительству сейчас надо думать не столько о том, как выстраивать взаимоотношения с ушедшими компаниями, сколько о развитии импортозамещения. Самолеты должны быть российскими не только с сугубо формальной точки зрения, но и с практической — за счет наличия произведенных в стране сложных компонентов. Затем можно пробовать выходить на рынки дружественных государств, ведь западные Boeing и Airbus находятся в кризисе.