Топ посты
🚫Конец ФАИП — России нужны более гибкие и эффективные технологии госуправления Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) заключается в реализации проектов капитального строительства, по сути, всех госстроек России. Для понимания масштаба — в рамках нее проекты под ₽1 трлн расходов в год и около 1 тыс объектов строительства! И теперь программу признают неэффективной, меняя на реестр «Электронного бюджета». Как обычно возник вопрос: если система такая плохая, то зачем ее вообще внедряли? А если хорошая — зачем отменяют? На самом деле, все немного сложнее: даже по состоянию на середину десятых годов ФАИП был неплох, но заявленные цели регулярно проваливались — для неторопливого и крайне инертного механизма бюджетного планирования он оказался слишком сложным. Например, в 2016 году было введено в строй только 55% из заявленных объектов, в 2018 году — аналогичная ситуация. В среднем за прошедшие годы порядка трети всех объектов либо не достраивалось в срок, либо достраивалось, но с нарушениями. И это без учета ковида, СВО и прочего. Еще раз — порядка трети, и это огромные цифры. Правда, до ФАИП все было еще хуже. На деле же большинство проблем не было связано с механизмом ФАИП напрямую: к примеру, откровенно устаревшая проектно-сметная документация, слабая IT-инфраструктура, отсутствие единых информационных реестров. Все это как раз должно появиться в рамках работы «Электронного бюджета». Так вышло, что роль государства в российской экономике огромна. Оно является собственником ключевых объектов финансовой системы, нефтегазовой отрасли и множества других крупных компаний. Зачастую процесс госзакупок представляет собой договор самого государства с госкомпаниями. И в связи с этим России рано или поздно придется развивать технологии госуправления: иначе этот неповоротливый мамонт не взлетит.
Как мы будем жить ближайшие годы? Рассказываем на канале «Суверенная экономика» По редакционным вопросам: @suveren_news По вопросам партнерских интеграций: @suverenka_rek