Telegram-канал «Старше Эдды» @vysokygovorit
Шведы после долгих размышлений всё же отгружают Украине два самолёта ДРЛО («летающих радара») ASC-890 из состава собственных ВВС — это вариант известной платформы SAAB-340, на которой смонтирован радар PS-890 AESA с активной фазированной антенной решёткой.
Что это означает? Эти самолёты — необходимый элемент для эффективного применения западных истребителей (тех же F-16), которые без них не будут видеть ничего за пределами дальности собственных радаров. Шведские «летающие радары» адаптированы к совместному применению в том числе с американскими самолётами.
Каким может быть это применение? В случае использования F-16 как носителей крылатых ракет SAAB смогут проверить, «чист» ли воздух, своевременно предупредив о возможном появлении наших перехватчиков, в том числе о пуске ракет с них.
В группировке ПВО они могут использоваться для раннего обнаружения крылатых ракет, приближающихся к прикрываемому району, что повышает эффективность наземных средств ПВО, позволяя своевременно начать обсчёт огневой задачи.
Ближе к полю боя они могут использоваться для обнаружения наших бомбардировщиков — носителей корректируемых авиационных бомб (КАБ).
Самолёты ВВС НАТО, действующие в воздушном пространстве стран альянса, могут крайне ограниченно использоваться только для второй задачи: в силу расстояния они не могут контролировать небо восточнее линии Днепра, да и над Днепром видят уже очень мало что. Действовать же над территорией Украины они не могут: это уже прямое участие в войне.
Передачей двух относительно дешёвых, но всё же самолётов ДРЛО Украине НАТО эту проблему решит.
Надолго ли решит — отдельный вопрос: чем ближе к полю боя, тем выше для подобной машины риск быть сбитой, тем более что замаскировать её наличие в воздухе при работающем радаре невозможно. Россия при этом располагает ракетами «воздух — воздух» очень большой дальности, рассчитанными именно на такого противника.
Помимо этого, нельзя не учитывать риск уничтожения на земле. Даже если предположить их базирование на западе Украины — в Луцке или Ивано-Франковске, — они остаются в зоне досягаемости «Кинжала», и с учётом приоритетности этой цели охота на такие самолёты будет очень серьёзной.
Вот и посмотрим, кто раньше кого увидит.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
🟩 Специально для RT. Подпишись