1. Эльвира Набиуллина, председатель ЦБ, открывает «второй фронт» в противостоянии регулятора с государством. Помимо сохранения необоснованно высокой КС (с декларируемой в последнее время угрозой продолжить ее повышать) объектом «озабоченности ЦБ» стало решение пермского арбитража истребовать в пользу государства 89% акций Соликамского магниевого завода (и более широко — в целом пересмотр итогов незаконной приватизации). Основанием стало признание нарушения законодательства при приватизации этого стратегического предприятия в 1990-х.
2. Глава Банка России считает, что такие действия «нарушают права добросовестных инвесторов, подрывают их доверие к финансовому рынку и могут вызвать отток капитала на зарубежные площадки». Однако Набиуллина сознательно или по профессиональной недостаточности путает «добросовестных инвесторов» (лиц, которые напрямую и зачастую рисково вкладывают капиталы в реальное производство) и финансовых посредников-спекулянтов, приумножающих свои капиталы на биржевой игре, получая фиктивные, не обеспеченные товаром, доходы. Потенциал первых ЦБ всячески ограничивает высокой ключевой ставкой. Возможности вторых - всячески поддерживает, в том числе разрешив недавно выводить за рубеж доходы по ценным бумагам со счетов типа С.
3. Держатели переданных в собственность государства акций магниевого завода — классические биржевые «инвесторы»: четыре человека, каждый из которых имел пакет от 15,45 до 25% акций, которыми с той или иной долей успеха спекулировал на торгах. Никакого отношения к состоянию реального производства эти операции не имели. Изначально порочная идея приватизации крупных промышленных объектов не могла принести иные плоды, кроме создания многочисленной прослойки рантье, тормозящих развитие экономики. Арбитраж своим решением восстановил экономическую целесообразность.
4. Однако такие процессы противоречат установке МВФ на «преодоление фрагментации мировой экономики по причине российской агрессии (формулировка Фонда) в Украине», поскольку выбивают российскую экономику и финансовую систему из сложившейся мировой схемы разделения труда, в которой РФ играет роль денежно-сырьевого донора для стран ОЭСР (19% мирового населения). По подсчетам Парижской школы экономики с 1991 года Россия выводила на Запад 3-4% ВВП каждый год, что в итоге составило свыше 2 трлн дол или годовой ВВП страны.
5. Глава ЦБ как куратор России от МВФ обязана по статусу противодействовать намерениям государственной власти усиливать самодостаточность отечественной экономики и ее независимость от внешнего влияния, включая денежно-кредитную систему. Этим можно объяснить чрезвычайно острую неоднократную реакцию Набиуллиной на пересмотр итогов незаконной приватизации с соответствующими последствиями для спекулятивного рынка, наиболее активные участники которых - "прокси" крупнейших международных финансово-сырьевых групп, инвестиционных и пенсионных фондов, обеспечивающих функционирование в том числе ВПК НАТО.