Риски владения любым имуществом на территории РФ для иноагентов и приравненных к ним лицам скоро резко возрастут, также это может сказаться и на добросовестных приобретателях у них имущества. В третьем чтении Госдумой принят закон, наделяющий главу государства правом вводить «особый порядок осуществления сделок с участием лиц недружественных иностранных государств» и «вводить временное управление в отношении движимого и недвижимого имущества» этих лиц. Обращает нас себя внимание расширенное толкование термина «лица недружественных иностранных государств»: к ним относятся не только иностранные лица, имеющие гражданство недружественных государств, или если местом их регистрации, преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или преимущественного извлечения прибыли от деятельности являются эти государства. Также к ним отнесены «лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности». Конечно, не каждого гражданина можно будет включить за счет подобной формулировки в перечень «лиц недружественных иностранных государств», но риски заключаются в том, что лица могут признаваться таковыми уже после заключения сделок. В результате чего добросовестные покупатели могут столкнуться с непреднамеренным нарушением ими «особого порядка». Тем более, что все нормы, связанные с «лицами недружественных иностранных государств», будут применяться к правоотношениям, возникшим с 24 февраля 2022 г. Курс на последовательное ограничение экономических прав лиц, не связывающие свои жизненные интересы с Россией, был взят еще в прошлом году и последовательно расширяется в своей правоприменительной практике. Риски владения любым имуществом в России для лиц, постоянно проживающих за ее пределами, неуклонно растут. Однако до сих пор они связывались в основном с бизнесом. Формулировки по поводу недвижимого имущества, могут раскрыть широкие возможности для ограничений, налагаемых на любые объекты недвижимости, в том числе - жилой. Пока, при благоприятном стечении обстоятельств, собственники могут не только продать имущество, но и вывести денежные средства за границу. Хотя предусмотренная в законопроекте «возможность устанавливать особый порядок валютного регулирования и валютного контроля» может в перспективе привести к полному запрету на вывод средств отдельными лицами. По мере расширения ограничительных мер, будут возникать риски и у добросовестных приобретателей не только акций и долей в компаниях, но и жилой недвижимости. Вряд ли отсутствие у потенциальных покупателей возможности отследить даже наличие иностранного гражданства, а тем более - факт «нахождения под контролем», может стать оправданием для возможного нарушения «особого порядка осуществления сделок». Вероятно, законопроект создавался по большей мере для урегулирования ситуации с бизнес-активами, однако, по мере решения основной задачи, можно ожидать расширения его правоприменения.