Налёт на Новороссийск — гражданская оборона как новый приоритет
Первый массовый налёт украинских БПЛА на города Кубани 17 мая показал, что теперь на первый план выходит проблема организации гражданской обороны (ГО). Война на Украине идёт по эскалации, а конфликт с НАТО у России очень надолго. Это значит, что удары по тылу станут сильнее и чаще, и ГО становится важнейшим направлением государственной политики.
Здесь опыт Новороссийска вполне типичен, он может проецироваться на все остальные города России — едва ли ситуация в сфере ГО отличается там очень сильно.
▪️ Атака украинских дронов на Новороссийск выявила перечень проблем:
1. Психологическая неготовность населения к тому, что теперь нужно резко выйти из "зоны комфорта". Политикой власти всегда было сохранение душевного покоя населения. Но война идёт третий год, и её воронка расширяется. Морально-психологическая неготовность населения и местных властей тормозит адаптацию к новой реальности.
2. Управление ГО не имеет связки с военными и гражданскими властями. Система оповещения находится в руках городских властей, что приводит к запаздыванию оповещения населения. Так, в Новороссийске налёт начался в 3 часа ночи, а сирена включилась лишь около 4 часов утра и через 10 минут затихла. В 5:30 налёт уже кончился, а многие люди ещё толпились на улицах в поисках убежища.
3. Раскоординированность действий властных структур разных уровней. Около 4 часов утра губернатор в сети сообщил, что атака отражена и сбито 10 дронов. Люди вышли из убежищ и квартир, но налёт продолжался ещё 1,5 часа — и всего дронов было около 30-ти. Некоторые удары попали по целям в порту, обломки дронов падали на дома и улицы. Городская же администрация вышла на связь с людьми позже: сообщила о перекрытии улиц и остановке транспорта. И опубликовала памятку о действиях в случае налёта, когда он уже подходил к концу.
4. После налёта люди стали искать, где же у них бомбоубежища. Оказалось, что двери туда заперты, ключи неизвестно у кого, а сами помещения захламлены. Жильцы ключей не имели, требовалось обратиться в управляющие компании (это ночью!), которые ключи давать отказались. Сейчас сотрудники УК сами, в тайне от руководства, советуют людям делать дубликаты ключей от подвалов и хранить их у себя. Это превращает подвалы в проходные дворы и напрочь разрушает контроль за помещениями, повышая риск проникновения туда террористов.
5. Площади убежищ — в остром дефиците и проходят по разным спискам. Так, в Новороссийске официальных бомбоубежищ всего 11, что на такой город крайне мало. Есть ещё немного подземных паркингов в новых элитных домах — они тоже включены в систему убежищ, хотя в списке официальных их нет. Вся информация — в УК, чья позиция уже известна. В официальные убежища власти по инструкции должны подвозить продукты каждые 7 часов, организовать там кровати и туалеты. Что делать с убежищами в паркингах, неясно. Кто обеспечит там снабжение, спальные места, дизель-генераторы на случай отключения света? Кто должен решать все эти вопросы?
6. Есть ещё одна нерешённая проблема, вытекающая из разделения гражданских и военных властей. Новороссийский пример показал: удары дронов наносились по промзоне. Отражали нападение зенитчики базы ВМФ. В течение часа с лишним эта зона полностью освещалась, что помогало противнику видеть цели. Освещение отключили лишь через час: пока кто-то сообразил дать команду отключить свет, пока сообщили по всем инстанциям, пока приняли решение и отключили рубильник…
▪️ Всё вышеперечисленное показывает: нужен единый центр управления ГО. И там должны быть дублирующие системы, позволяющие управлять сигналами оповещения и доступом в убежища. А также поиском ресурсов, необходимых для приведения убежищ в порядок. С мобилизацией в военкоматах уже разобрались, теперь надо разобраться с ГО.
Всё это надо было сделать раньше, но и сейчас не поздно всё быстро наладить. Мы не хотели войны, но она пришла. Управление всеми её аспектами должно получить единоначалие — неразбериха здесь недопустима. И чем дольше этого не будет, тем выше будет цена победы.