🇨🇳🇺🇸💣Торговые войны США и Китая выходят на новый уровень. Раньше инициатива в вопросе санкционного давления всегда была у США, но теперь Китай сам пошёл в активное наступление. Власти КНР в один день объявили и о введении санкций против американских компаний, и о подготовке заградительных пошлин на импорт автомобилей.
По словам госсекретаря США Энтони Блинкена, Америка уже ввела санкции против боле 100 китайских компаний за поставку России продукции двойного назначения. Тут речь идёт об оборудовании и микроэлектронике. Надеяться на то, что Си Цзиньпин всё это молча проглотит было бы слишком наивно. Но время шло, а Китай продолжал во главу угла ставить возможность беспрепятственного экспорта своей продукции по всему миру.
Американо-китайское противостояние в сфере экономических ограничений началось ещё в 2016 году по инициативе Дональда Трампа. И вот терпение китайских властей лопнуло: КНР вводит санкции против 12 американских оборонных компаний, поддерживающих Тайвань, и их руководителей. В этот список попали в том числе Lockheed Martin, Javelin Joint Venture, Intercoastal Electronics, System Studies and Simulation, Iron Mountain Solutions, Applied Technology Group, Arcient. Активы этих компаний в США будут заморожены, а руководству запрещён въезд в КНР. Заодно МИД КНР припомнил Америке нежелание учитывать позицию Пекина по Украине и прежние односторонние санкции против китайских предприятий.
Белый дом только за последнюю неделю ввёл повышенные тарифы на китайские товары на сумму $18 млрд. По мнению Байдена, если Китай что-то умеет делать лучше и дешевле американских компаний, то это нечестная конкуренция, с которой надо бороться. Действительно, про уличный туалет за $1,7 млн из Китая не слышно, а в США потратить столько денег на туалет в одном месте – запросто.
Администрация Байдена подняла импортные пошлины на китайские электромобили с 25% до 100% по случайному совпадению после того, как Ford объявил об убытках на $100 тыс. с каждого проданного электромобиля. Ответочка на ограничения для автопрома не заставила себя ждать. КНР готов ввести пошлину на импорт мощных автомобилей из США и заодно из Европы, чтобы еврочиновникам был неповадно идти на поводу у американских коллег. Новые меры затрону 32% импортируемых в Китай автомобилей.
Но машины – это лишь верхушка айсберга. США повысили пошлины на китайские полупроводники с 25% до 50%, ожидается в этом году повышение до 50% пошлин на медицинские шприцы и солнечные панели, на литий-ионные аккумуляторы – с 7,5% до 25%, в течение 2 лет с 0% до 25% повысятся пошлины на графит и постоянные магниты. Также 25% установят для редкоземельных металлов.
Поле деятельности для ответных мер Китая колоссальное. Но самое неприятное то, что санкции и заградительные пошлины рушат и без того пострадавшие логистические цепочки и снижают для России доступность импортного оборудования и технологий. США и Китай в этой войне выстоят, а другие страны могут заметно пострадать.