Как мы уже сообщали, президент Франции Эммануэль Макрон вылетел в Новую Каледонию, чтобы попытаться разрешить кризис, который застал главу государства врасплох. Хотя министерство внутренних дел заявило журналистам, что ожидает роста напряженности в последние недели, несколько источников, занимающихся этим вопросом на местах, по-прежнему настроены скептически. Сам верховный комиссар Франции в Новой Каледонии Луи Ле Франк заявил в марте газете Le Monde, что не планирует принимать какие-либо специальные меры безопасности «на случай протестов, которые не состоятся».
Реакция была серьезной. Депутат Николя Мецдорф от правящей во Франции Партии Возрождения и избранные представители группы «Лоялисты и объединение» в Конгрессе Новой Каледонии подчеркнули это на пресс-конференции 21 мая: «Со стороны разведывательных служб произошел провал. Государственные спецслужбы должны были это увидеть, проанализировать и подготовить ответ, потому что мы просили государство обеспечить достаточное количество полиции для сдерживания протестов, которые могут выйти из-под контроля».
В материковой Франции повышенная потребность в информации на местах, похоже, не была приоритетом в течение многих месяцев: хотя начальник жандармерии Новой Каледонии генерал Николя Маттеос близко знаком с архипелагом - он возглавлял управление в Нумеа в середине 2000-х гг., прежде чем вернуться в 2021 г. Также известно, что территориальное разведывательное управление, Service de Renseignement Territorial (SRT), осталось без директора после того, как предыдущий действующий руководитель Лионель Вансон был назначен в департамент Вандея на западе Франции в сентябре прошлого года. Должность оставалась вакантной до начала года.
SRT, небольшая служба, состоящая из примерно дюжины сотрудников, тем не менее, имеет важную задачу: она отвечает за консультации с местными консультативными органами, племенами и традиционными советами, чтобы выяснить их намерения. Первоначально «полицейская» разведка была сосредоточена исключительно на Нумеа, в то время как жандармерия со своей собственной разведывательной службой, Sous-Direction de l'Anticipation Opérationnelle (SDAO), имела полную свободу действий в более отдаленных регионах с канакским большинством. Но теперь SRT также имеет отделения в этих северных провинциях, от Коне и Пуандимье до островов Луайоте в коммуне острова Лифу.
МВД Франции сообщило нескольким собеседникам, что отсутствие директора между двумя назначениями является обычным явлением на заморских территориях. Остается вопрос, была ли ситуация в Новой Каледонии, учитывая внутренние и региональные ставки, обычной с точки зрения внутренней безопасности... С начала года у SRT был исполняющий обязанности директора, но местные сотрудники не увидели существенного повышения интереса со стороны своего руководства перед голосованием Национальной ассамблеи за расширение избирательных прав в ночь с 14 на 15 мая, которое спровоцировало недавние волнения.
Парижу всегда было трудно предвидеть локальные вспышки конфликта в Новой Каледонии. В 2021 году спецслужбы, а именно жандармерия и ее SDAO, прогнозировали рост напряженности во время третьего референдума о независимости архипелага и поэтому находились в состоянии повышенной готовности. В конечном итоге из этого ничего не вышло. Этот предыдущий пример необоснованного беспокойства потенциально может повлиять на анализ текущей ситуации, что приведет к предположению, что напряженность также никогда не материализуется. Такая напряженность сейчас находится в центре внимания, и разведке еще есть куда направить свою деятельность.