На ЦИПР, эксперты, было много новостей. Маленьких и больших, настоящих и не очень. Но нас в ГК больше всего заинтересовала на конференции одна история, которая характеризует глобальную проблему российского рынка электроники.
22 мая глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что министерство планирует выравнивать цены на российское и иностранное IT-оборудование за счет введения утилизационного сбора на иностранную технику. Речь, судя по всему, идет о телеком оборудовании. Это уже не первое публичное заявление министра, в котором он упоминает необходимость ввести утильсбор на зарубежное оборудование для защиты российских производителей на внутреннем рынке. Схожее заявление звучало еще в октябре 2023 года – тогда речь шла, скорее, об электронике.
В обоих случаях власти практически прямо говорили о проблеме демпинга вендоров из КНР. Мои источники же анонимно добавляли, что помимо демпинга существует и другая проблема. Ряд крупнейших потребителей вычтеха, по словам собеседников, предпочитают работать только с определенным пулом китайских поставщиков. И понятно почему – слишком много денег и усилий лоббисты из КНР потратили на проекты в РФ. Давайте как-нибудь на досуге посчитаем, например, сколько кафедр в российских вузах спонсируют эти вендоры, и сколько денег они за последние лет 10 потратили на GR и воспитание талантов в РФ.
Такие условия, очевидно, требуют от властей применения протекционистских мер: заградительных пошлин, квот и специальных тарифов, квазипошлин, замаскированных под экосборы, утильсборы и сборы по защите от глобального потепления (парижское соглашение и киотский протокол никто не отменял). Более того, условия, в которые IT-отрасли попали после 2022 года, как будто умножат любой протекционизм на два. Но все не совсем так.
Попытки ввести меры защиты внутреннего рынка электроники предпринимались еще с конца 2022 года. Тогда в правительство поступали предложения ввести заградпошлины на готовые изделия из КНР. Этот подход к снаряду оказался холостым: реализация предложений уперлась в тот факт, что РФ состоит в ВТО и ЕАЭС, и, следовательно, подобные меры регулирования требуют согласования с другими участниками организаций. И это не получилось. Таким образом в РФ осталась парадоксальная ситуация: пошлины на готовую технику ниже, чем пошлины на компоненты, которые из нее состоят. Импортировать дешевле, чем производить внутри.
К снаряду подходили и с другой стороны. Уже два года Минпромторг и производители вычтеха обсуждают перспективы ограничения параллельного импорта. Рынок настаивает на схеме, при которой в страну будет ограничен ввоз зарубежных двухюнитных серверов, аналоги которых производятся в РФ. И Минпромторг, вроде бы, не против. Последний год как не против, но не складывается.
Мои знакомые говорят, что и не сложится: зависимость от китайских компонентов и технологий слишком высока, чтобы мешать работе техногигантов из КНР на российском рынке. Отрасль пока не в той позиции, чтобы диктовать свои условия. Ей остается действовать единственно верным путем: терпеть, учиться, изворачиваться и приспосабливаться. И это, к счастью, выходит.
Позавчера вечером у меня был очень ламповый разговор с топ-менеджером одного из ключевых игроков на рынке электроники. Он обеспокоен тем, что нехватка жестких протекционистских мер и половинчатая политика по защите российского рынка может рано или поздно привести к ситуации, когда мы будем вынуждены выменивать нашу землю на нефритовые бусы. С ним сложно не согласиться.