Иерей Георгий Максимов: О смертной казни
Утверждение о том, что будто бы смертная казнь противоречит христианству, иногда встречающиеся в полемике по данному уроку, не соответствует истине, поскольку, как известно всякому, кто читал священное писание, смертная казнь была установлена самим Богом в том законе, который он дал для избранного им народа. Это касается не только Ветхого завета, поскольку, как известно, во всех странах христианской цивилизации вплоть до второй половины 20 века практиковалась смертная казнь, и слова Апостола Павла про начальника, который не напрасно носит меч для наказания преступников, говорят именно о смертной казни. Ни Господь Иисус Христос, ни апостолы не выступали против смертной казни как таковой. В истории Церкви было немало примеров, когда те или иные иерархии, подвижники ходатайствовали перед правителем о помиловании конкретных осуждённых на смертную казнь людей, но при этом они не выступали против смертной казни как таковой.
Христиане говорят о милосердии, надо проявить милосердие к убийцам и не казнить их. Что здесь стоит сказать: что в Боге существует и милосердие, и справедливость, и вот согласно этой справедливости, милосердие по отношению к убийцам не может быть приоритетнее, чем милосердие по отношению к их жертвам, и смертная казнь – это именно такое милосердие. Она не оставляет безнаказанным уже совершенные преступления и предотвращает совершение этих преступлений в будущем.
Статистика показывает, что осуждены по статье 105 убийство во второй раз – 28 процентов, в третий раз – 27 процентов, в 4-й и более раз – 45 процентов. То есть даже не по одному разу люди совершали убийства. Отсиживали, выходили, совершали снова, отсиживали, снова выходили, снова совершали. Кроме огромного количества людей, погибших от рук рецидивистов, количества, сопоставимого с населением небольшого города, есть ещё одна группа людей, жизни которых были бы спасены в случае, если бы смертная казнь употреблялась. Речь идёт о тех случаях, когда страх смертной казни заставляет потенциального убийцу отказаться от совершения задуманного преступления.
Кроме милосердия к жертвам, потенциальным жертвам, смертная казнь это и милосердие к родственникам жертв, которые, согласитесь, также имеют право на милосердие ничуть не меньше, чем убийцы, а на мой взгляд, больше. При существующей ныне системе убийцы, отбывающие свои сроки в местах лишения свободы, содержатся государством за счёт налогоплательщиков, в числе которых и родственники жертв этих убийц. Это положение вещей, когда фактически содержание, а также охрана этого убийцы, осуществляется в том числе за счёт родственников убитых – это аморально, это никак нельзя назвать милосердием по отношению к ним.
Наконец в определённом смысле смертная казнь является милосердием и по отношению к убийцам. Конечно, с этим не согласятся атеисты, гуманисты, которые считают, что только эта жизнь есть и нужно любой ценой её продлевать, но для человека верующего очевидно, что всё не ограничиваются этой жизнью, и, если уж довелось человеку совершить такой тяжкий грех как убийство, для него нужно покаяние – единственная возможность для него освободиться от столь тяжкого ужасного греха. И по множеству свидетельств именно камера смертников лучше всего располагает преступника к переосмыслению своей жизни и к покаянию.
Но есть среди тех, кто вышел на свободу, люди действительно покаявшиеся, изменившие свою жизнь, в полном смысле слова исправившиеся, вернувшиеся и ставшие полезными и добрыми членами общества. Таких людей на самом деле немного, но они действительно есть, и меня могут спросить, вот что по поводу этих людей. Я скажу, что, во-первых, всегда на протяжении истории у правителя было право помилования осуждённых на смертную казнь. Это право, на мой взгляд, должно за правителем оставаться, и в случаях какого-то действительно деятельного покаяния и исправления человека возможно применение этого права на помилование в качестве исключения.
Читать полностью