«Мадонна с длинной шеей»
Франческо Пармиджанино, 1530-е
Галерея Уффици, Флоренция
В Сети попадаются картинки с подписью «Чем дольше всматриваешься, тем тревожнее становится». Так и сегодняшняя работа Пармиджанино с первого взгляда кажется гармоничной живописью. Но потом мы видим детали.
Зловещий призрак лица шестого ангела под локтем Богородицы. Колонны, уходящие в огненно-рыжую пустоту. Человеческая нога рядом с маленькой фигурой св. Иеронима у ног Марии.
Эти нюансы можно объяснить тем, что картина так и не была закончена. То ли из-за преждевременной смерти художника, то ли по философскому умыслу: подлинная гармония недостижима, нет в мире совершенства.
Шея Мадонны нечеловечески вытянута, а пальцы лишены суставов. Младенец Иисус лежит на коленях матери в позе, характерной для сюжета оплакивания мёртвого Христа («Пьета»). Ангел слева держит в руках алхимический сосуд, обозначающий начало (зачатие), на котором проступает еле видимый крест — итог земной жизни Спасителя.
@ArtGallery | #разбор